Радостно, что теперь можно посмотреть онлайн «Под электрическими облаками». Эту вещь я посмотрел 4 раза в кинотеатре, зацепила картина.
Когда смотрел в третий, раз внимательно вслушивался в звуки, особенно в голоса. Герман-мл. подобрал чудесные голоса для озвучки, особенно Марату и Наследникам! У Следователя голос, на мой вкус, слишком интеллигентный, а у старушки (из 6 главы) причудливо моложавый. (Отмечу в скобках, что заметил много асинхрона, что почему-то в приветствии памятнику не убрали шумы: торопились, что ли? В этой онлайн версии со звуком все в порядке!)
Когда смотрел фильм во второй раз, то припоздал на сеанс и смотрел с конца первой главы. Тогда меня не отпускала мысль о том, как сильно похожи мои впечатления от просмотров этой картины на впечатления от первых просмотров «Зеркала» Тарковского, когда при первом просмотре ты думаешь: «Что за чушь?», а во время второго тебя не отпускает впечатление типа «Это нереально круто!» Пересматривая сначала, показалось, что первая глава какая-то «инородная» и без нее было бы лучше. Она заканчивалась словами киргиза «я сказать, я говорить». Снова вспомнилось «Зеркало», в прологе которого мальчика Юру лечат от заикания, и он произносит «я могу говорить». Возможно, это был такой затянувшийся «привет Тарковскому» от Германа-мл., почти цитата, эхом разливающаяся по фильму символикой снов, воды, туманов и лошадок, натужными монологами о человеческом существовании.
Красиво рисуются в туманах черные пальтишки, в которые наряжены основные герои. Особо понравился напоминающий чем-то фильмы Феллини кусок, начинающийся с конца шестой главы (там такой классный, длинный, снятый одним кадром фрагмент, утешающе-трогательный монолог старичка под танго на аккордеоне) и продолжающийся в финальной главе панорамой, отсылающей к «Восьми с половиной», в которую Герман-мл. загнал героев послушать песню из репертуара ДДТ. До слез тронула третья глава про сны Марата.