Однозначно, один из лучших фильмов, что я видел, и самый лучший в карьере Тома Круза.
Мое мнение сформировалось еще на середине фильма — уж не сочтите меня опрометчивым и не вдумчивым. Просто снято все великолепно. Сидя на диване в темной квартире в кашляющей от дыма в пыльном летнем Саратове я ощутил влажный горный воздух, что в Японии. Я проникся духом самой Азии — конечно, я не смог бы этого сделать, посмотрев и тысячу фильмов о Японии. Эта культура была воздвигнута колоссальным движением мысли целой нации. Я благодарен Эдварду Цвигу, что он потратил больше всего усилий на то, чтобы показать зрителю хоть и малую, но часть этноса Японии. Сражений в ленте немного, но выполнены они превосходно.
Как отличить хороший фильм от плохого или среднего? Смотря по-настоящему грамотно сделанный продукт, ты не отвлекаешься ни мыслями об актерах, которые в нем заняты, ни оцениванием операторской работы, ничем. Ты смотришь фильм, именно этого хотят создатели. Так вот, в «Последнем самурае» я полностью погрузился в этот фильм, я переживал за Олгрейна и метался от одобрения проводимой императором модернизации армии. Зритель так интегрируется в сюжет, так быстро начинает сопереживать, что при перестроении духовного мира Олгрейна в деревне Кацумото сам меняет свое отношение ко многим вещам. Все знакомые считают меня самым упертым бараном из всех, которых они когда-либо встречали и, вероятно, не встретят больше такого в жизни. Представьте, какой мощной колоссальной движущей силой должна обладать картина, которая два часа метала меня от одной крайности к другой. Причем, (к вопросу о качестве режиссуры и съемки) эти перемены во взглядах и оценке некоторых проблем происходили во мне настолько естественно и почти самостоятельно, что фильм, казался лишь непринужденным рассказчиком, который даже не претендует ни на какую философскую мысль.
Центральный персонаж — капитан Олгрейн (Том Круз), закоренелый солдат, если так можно выразиться. Он точно попал под мой интуитивный внутренний образ американского солдата. Много пьющий из-за пережитых ужасов войны, лишенный материальной поддержки и кажущийся старше своих лет, он даже не имеет родного угла, только его приятели-сослуживцы держат его на этом свете. И вот находящийся на грани депрессии капитан получает финансово выгодное предложение японского императора, приглашающего западных специалистов помочь в развитии Японии по передовому (а потому времени это значило западному) направлению. Он желал видеть Японию как конкурентоспособную, экономически и юридически независимою страну. Но небольшая часть населения — в основном самураи, отреклись от такой политики и взбунтовались. Император также не видел места для самураев в будущей могущественной Японии. В модернизации армии он и просит помочь Нейтона Олгрейна.
Вскоре после начала своей деятельности, Нейтон получает приказ разбить группу самураев, идущих в сторону крупного города. Имея при себе лишь неумелых крестьян, он проигрывает битву и попадает в плен. Эта первая батальная сцена произвела на меня очень хорошее впечатление. Приятно смотреть на слияние мастерской операторской и режиссерской работы. Дух эпохи создали превосходные костюмы, а место действия — свежий лес со слегка дымящейся туманом землей — выбрано идеально.
Самураи пощадили Нейтона. Их командир и идейный лидер восстания Кацумото (Кен Ватанаби) был поражен мужеством капитана, его нерушимой волей (и я, кстати, тоже, спасибо Тому Крузу. Он, вопреки опасениям, сжился с ролью, понял персонажа и сыграл так, что кажется смертным грехом представлять в роли Олгрейна кого-то еще). Попав в деревню самураев, Нейтон обнаруживает, что обходятся с ним не как с военнопленным. Он близко знакомится с Кацумото и постепенно вливается в жизнь японцев. Духовное излечение и перерождение его искалеченной души передано в фильме без малейших нареканий. Том Круз, Кен Ватанаби, мой любимый Хироюки Санада в образе лучшего воина Японии сделали, казалось бы, скучную и малодинамичную часть фильма очень запоминающейся, чуткой и тонкой.
Но, конечно, мирное время заканчивается. Конфликт мировоззрений, образов мышления выливается в финальную битву, в которой Нейтон должен сделать идейный выбор…
Очень важно, что создатели не утешили себя ленивой компьютерной баталией без особых придумок и объяснений. А это могло произойти, ведь последнее сражение наполовину носит метафоричный смысл, смысл выбора как одного человека, так и целой нации. Но, к счастью, режиссер подарил нам незабываемую, захватывающую битву. Поклонники эпика, вы не будете разочарованы, я бы поставил режиссуру этого сражения наравне с осадой Хельмовой Пади из второй части «Властелина колец», а это говорит о многом.
В-общем, прекрасные виды, отличный сценарий, заслуживающая «Оскара» игра актеров, все это, конечно же: 10 из 10