Как это ни печально, но сейчас, спустя всего несколько десятков лет после триумфального шествия Монти Пайтон по планете, об этих мастерах своего дела знают далеко не все. Время идёт и тем самым размывает связи современного человека с корнями окружающих его вещей. То, что когда-то было диким и инновационным, сейчас воспринимается как должное и без особых эмоций. Но не всё. Только не Монти Пайтон — труппа, которой причисляют ни много, ни мало, а изобретение юмора в том виде, в котором мы привыкли его наблюдать сейчас. И я склонен с этим согласиться.
Вдаваться в подробности о том, кто же такие Монти Пайтон, я сейчас не буду, в конце концов Википедию ещё не запретили. Скажу лишь, что прославились они за счёт искрометного скетч-шоу, выходящего в 1969-1974 годах не телеканале BBC. «Священный Грааль» — это фактически первый полнометражный фильм пайтонов, представляющий из себя не набор сценок, а нечто с единым сюжетом.
Произведение в комической форме показывает нам знаменитую историю о похождениях короля Артура и его соратников в поисках Чаши святого Грааля. Парад абсурда, высмеивания, острой сатиры, а порой и чёрного юмора, просто-таки сбивает с ног и действительно изумляет. Чем хорош Монти Пайтон, так это отсутствием законов и рамок. Здесь тяжело предсказать развитие одной лишь сцены, я уж не говорю обо всём фильме. Бредовые, но оправданные житейским любопытством разговоры про грузоподъёмность птиц соседствуют с сюрреалистическими мультипликационными врезками от Терри Гиллиама. Жестокая схватка с Чёрным Рыцарем, никогда не признающим поражение, разбавляется встречей с «рыцарями, говорящими Ни», мечтающими о собственной клумбе. Ирония на тему героизма рыцаря Ланселота сталкивается с вполне себе серьёзными размышлениями на тему гражданского выбора и правительства. И так далее, и тому подобное... Это настоящий парк аттракционов, в котором каждое последующее развлечение отличается от другого, хоть и объединены они общей стилистикой. И да, до Монти Пайтон так никто не делал.
Суть в том, что английские комики умудрились высвободить жанр от цепей шаблонов и излишней достоверности. То есть да, в цирковом искусстве или, к примеру, фильмах Чарли Чаплина происходит порой то, что никак не может случиться в реальности — какие-то абсурдные и удивительные вещи. Но дело в том, что они всё же ложатся в общую канву логики, в её природу — мы понимаем произошедшее и понимаем, почему это смешно, даже не задумываясь. Сразу же оговорюсь, что Монти Пайтон ни в коем случае не отрицают логику как таковую, они просто по-другому её используют. Двояко. Примером подобной дуальности выступает знаменитый эпизод с половинками кокосов. Задуматься о том, откуда в средневековой Англии кокосы — логично, но разве логично изображать с их помощью звук лошадиных копыт? Зачем? Пайтоны добавляют к основным приёмам юмора свой собственный, уникальный подход — в котором смешное не подчиняется общепринятым законам. В котором царит полёт мысли, уводящий нас за грани.
Это просто необходимо видеть. Трюки, изобретённые 40 лет назад до сих пор стабильно работают. Чего уж там, я как наивный болван повёлся на прикол с субтитрами, судорожно пытаясь отключить текст внизу экрана, думая, что произошёл какой-то баг с кодировкой... И это при том, что Монти Пайтон во время создания своего фильма даже и не слышали ни про какие баги и кодировки. Они — люди вне времени.