Мог ли я, парень, пересмотревший сотни ковбойских вестернов, подумать, что из моего любимого жанра можно сделать драматическое кино? Да такое, что заставит содрогнуться, задуматься о жизни, и даже посочувствовать отрицательным персонажам?
Казалось, бы: что тут снимать? Драки в салуне, поющие дамы лёгкого поведения, романы, скачки на лошадях, шерифы, бандиты и дуэли на рассвете, с обязательным атрибутом, в виде клочка сена, катящегося между дуэлянтами, благодаря дуновению ветра. Казалось бы, ан, нет. Не всё так просто.
Два друга, товарища-компаньона промышляют тем, что грабят банки и проходящие поезда. Меняя город за городом, они приобретают неслыханную популярность. За их голову назначена высокая награда. Кто-то восхищается ими и решает присоединиться, кто-то наоборот — боится и, потому, старается поскорее убраться с их пути. Ну, а кто-то любит (не без этого).
Да и как же ими не восхищаться и не любить, когда перед нами два красивых, умных и харизматичных героя — Буч Кэссиди (Пол Ньюман) и Сандэнс Кид (Роберт Редфорд)! Назвать их злодеями с большой буквы, у меня даже язык не повернётся. Воспитанные, культурные, без характерной жестокости и преднамеренных убийств.
Буч — мозг операций, человек весёлый и находчивый. Вроде бы, пистолет в руках держать не может и драк не любит, а, в то же время, пойди, попробуй, обидеть его. В миг что-нибудь придумает. Мозг — он и есть мозг.
Сандэнс — преданный исполнитель всех задумок Буча. Такого парня, как он ещё поискать надо. А стреляет. Я во многих вестернах такой красивой стрельбы не видел. Одним словом — мастер.
Всё это красиво, но больше всего я был поражён их дружбе и здравому смыслу.
Когда, в течение фильма, они видели, что ситуация заходила в тупик, то решали бросить своё ремесло и жить, как все. Советовались с шерифами, друзьями, и, в целом, искали выход. Со стороны виделось раскаяние и это… не могло не вызывать восхищения… Но, когда они, увлёкшись, ограбили дважды один и тот же поезд, я понял: последует наказание. Перейдя дорогу крупному капиталисту, тот не пожалел средств на лучших сыщиков и следопытов, чтобы уничтожить прославленный дуэт. Убрав всех членов их банды, ищейки начали охоту за главарями.
Решив, что здесь им больше ничего не светит, Буч предлагает переехать в Боливию, где, по его мнению, Госпожа Удача будет на их стороне. Продолжив на новом месте свою жизнь тем же ремеслом, что и в Штатах, ковбои понимают, что так дальше продолжаться не может и пытаются завязать. Новая работа, в качестве охранников, успеха не приносит и они видят, что это конец. Но! Вида совсем не подают! И даже, когда их окружает целая армия, они шутят! В них стреляют, они получают серьёзные ранения, а всё равно шутят! «Ты случайно не видел среди этих солдат, наших сыщиков?» спросил Буч. «Лефора, например?». «Лефора?» удивился Сандэнс. «Нет». «Слава богу. На минуту я подумал, что у нас неприятности». Думаю, о том, что было дальше говорить не стоит.
Что же тут добавить. Самый кассовый вестерн в истории Голливуда, снятый по реальным событиям (такие люди существовали на самом деле). 4 «Оскара»: за лучший оригинальный сценарий (Уильям Голдмен), лучшую операторскую работу (Конрад Холл), лучшую музыку (Бёрт Бакарак и лучшую песню («Raindrops Keep Fallin’ on My Head», музыка Бёрт Бакарак, слова Хэл Дэвид). Плюс три номинации: лучший фильм, лучший режиссёр (Джордж Рой Хилл) и лучший звук. Ну и, сотни других наград.
Но, самое главное, что я хотел бы отметить — это драматизм, который, возможно, и поставил этот фильм в «100 лучших лент всех времён и народов». А мне, было приятно, что на фоне многочисленных ковбойских сюжетов, что я видел, смог выделить один серьёзный, трагически-драматичный, который не только повеселил своим искромётным юмором, но и заставил задуматься о жизни насущной.