Мудрость советского времени, мало знакомая современному, молодому зрителю.
«Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой».
«Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин).
Как часто в детстве нам приходилось наблюдать такую картину: бабушка (или мама, старшая сестра, няня, тётя) укладывает нас спать, а мы не хотим, просим сказку, бабушка отказывается, но, в конце концов, смягчается и мы, окунаясь в волшебный мир небывалых чудес, сладко засыпаем?
Сказки. До чего красивая, мудрая и очень нужная вещь! Без сказок мы бы не чётко разделяли добро от зла, развивались духовно и физически, и были бы не такими практичными, какими мы являемся на самом деле. Скажете, нет? А вот, смотрите! Одно дело, когда мы просто ленимся и вяло что-то выполняем, и совсем другое, когда у нас постоянно перед собой пример имеется, который, отправляя нас в далёкое прошлое, показывает, учит и наставляет.
Опять скажете, нет? Мол, сказки — это красивое развлечение и только? А тогда почему же все помнят Бабу-Ягу, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного и прочих? Ведь, если бы это было простое развлечение, то люди бы посмеялись и забыли. А так: мы помним, знаем и, продолжая трудиться, растём над собой.
Всё верно. Яркий, наглядный пример в назидание. И картина «Василиса Прекрасная», поставленная в 1939 году, известным мастером по области сказок — режиссёром Александром Роу, тоже яркий тому пример. Хоть плёнка старая, да голоса актёров то приглушены, то звучат громко, а не портит это общего впечатления. Сама сказка снята мудро, толково, проникновенно и с душой.
Жил-был отец (Георгий Милляр). Было у него три сына: старший Антон (Никита Кондратьев), средний Агафон (Лев Потёмкин) и младший Иван (Сергей Столяров). Так как люди были уже все взрослые, то решил отец их женить. Вывел в чисто поле, дал лук со стрелами, завязал глаза, раскрутил, как следует и там, где стрела упадёт — там и невеста ваша. Коли пусто будет — пеняй на себя. Вот выстрелил из лука старший сын. Попала стрела на боярский двор, к Белендрясе (Лидия Сухаревская), дворянской дочке. Пустил стрелу средний Агафон. Упала стрела на купеческий, к пухленькой и весёлой Маланье (Ирина Зарубина). Вызвался тогда младший и улетела стрела в лес, на болото.
Вот, что может быть вечной картиной о доброте, мужестве, долге, чести, отваги и настоящем целеустремлении! Старые, мудрые сказки, грамотно экранизированные в советское время! Никакого секса и намёка на пошлость. Раз! Уважение братьев к отцу и друг другу. Два! Взаимовыручка и усердная работа. Три! Воспитание и культура (то, как они в пояс гостям кланялись, это было что-то). Четыре! Решительность и самоотверженность. Пять! Духовный контакт между влюблёнными. Шесть!
Ну, а ещё. Блистательная игра актёров. Один только Милляр сыграл сразу три роли! Он и отец, и гусляр (в начале фильма) и коварная, злая Баба-Яга. Потрясающий души человек. Ну, и, безусловно, сама Василиса (Валентина Сорогожская), хоть она и не совсем мой любимый типаж женщины.
Что дворянская дочка, что купеческая — повеселили на славу. Немного было жаль толстушку (она мне понравилась), но лучше, уж, одному быть, чем с такими нахлебницами. Про комбинированные съёмки и, так называемые, спецэффекты, говорить в XXI веке, конечно, несерьёзно. Но! Не забывайте, пожалуйста, что тогда был 1939-й год. Кино только-только развивалось, люди старались искать выход из положения так, как могли и считали нужным. И, на мой взгляд, для тех лет, эффекты самые, что ни на есть потрясающие! Да-да. Именно потрясающие! Гигантский паук, исчезновение Бабы-Яги, ураганный ветер, Змей Горыныч. Нет, не сказать, что не пробирает, меня, искушённого компьютером молодого человека. Это было бы ложью! Есть там огонёчек! Есть! Очень хорошо снято!
Ну, и последнее. Конечно, в этом фильме я смог найти то, что мне не хватало, и то, о чём в детстве говорила бабушка. Но это не означает, что и вы не сможете сделать то же самое. Во всяком случае, я был бы не я, если бы не порекомендовал вам это душевное, настоящее кино. А там, как говорится — кому откроется, кому чуть позже, а кому никогда. Жизнь расставит всё по своим местам.
10 из 10.