Американский режиссер Антуан Фукуа до 2001-ого года был известен лишь двумя неплохими боевиками («Убийцы на замену» и «На живца»), но именно «Тренировочный день», третий его фильм раскрыл миру Фукуа, как крепкого и актуального постановщика, обеспечив его работой в Голливуде на долгие годы.
В основу сюжета этой предельно реалистичной и жесткой криминальной драмы явились события 1998 года, связанные с разоблачением коррупции в рядах элитного подразделения по борьбе с наркотиками, известного также в Америке под названием «Скандал вокруг Рэмпарта». Этот фильм крайне социальная, злободневная и честная драма о постоянных подменах общечеловеческих понятий ради собственной выгоды и правды, о том, как со злом борется то же самое зло, прикрываясь вроде бы правильными целями. Криминальная обстановка, показанная в этой ленте характерна не только для Лос-Анджелеса, но и для любого крупного города в мире, поскольку обходить закон так или иначе постепенно становится нормой в нашем обществе и это по-настоящему пугает.
Антуан Фукуа не пытается здесь раскрыть нам глаза, заявляя, что в полиции оказывается есть коррупция и продажные копы, нет, в этом фильме он как раз показывает и рассказывает через своего главного героя, почему же всё так происходит, откуда растут ноги этого червя, попутно задавая сложные вопросы о том, как остаться честным в мире, где честности то уже и не найти, и можно ли добиться результатов в борьбе с преступностью, выходя за рамки закона.
Дензел Вашингтон («Дежа вю», «Джон Кью») сыграл в этом фильму одну из своих сильнейших и неординарных ролей, его детектив Алонзо — персонаж непростой и неоднозначный, абсолютно ясно, что он зло и его методы неприемлимы, но в его действиях есть смысл, есть логика и даже своя философия и его фразы, мысли которые он произносит за весь фильм, его взгляды на мир и опыт жизни, которым он пытается поделиться со своим новым напарником всего лишь за один день, не выходя из машины, очень убедительны, причем настолько, что местами действительно хочется с ним согласиться и встать на его сторону. Вашингтон искренне и полностью раскрывается в этой роли, он буквально сросся со своим персонажем и вот это и есть неудержимая движущая сила этого фильма, а за свой бесспорный талант в 2002-ом году Дензел Вашингтон заслуженно получил своего второго «Оскара» (первый был, кстати, за фильм «Доблесть» в 90-ом году) и номинацию на «Золотой глобус».
Итэн Хоук («Перед рассветом», «Реальность кусается») совершенно не потерялся в тени харизматичного Вашингтона и сыграл очень колоритно и достойно молодого и не опытного копа, который под давлением продажного Алонзо пытается сохранить свои правильные моральные принципы и устои, и ему это даже удается, но его взгляды так или иначе уже не будут прежними. И, кстати, за эту роль Хоук также был номинирован на «Оскар».
«Тренировочный день» — объективный взгляд на значение и позиции так называемых стражей закона и криминала в нашем современном обществе.