Осенняя белорусская деревня. Местные жители с детьми смотрят, как фашисты казнят односельчан через повешение. Играет губная гармошка, по полю стелется туман.
Кадр из фильма «В тумане» В землянке в лесу путевой обходчик Сущеня вырезает для маленького сына из дерева собачку. В дом стучится партизан Буров. Через пару минут он уже будет уводить Сущеню на расстрел, прихватив лопату, а жена выкрикнет в исступлении: «Куда вы его уводите?» Сценой в лесном домике режиссер Лозница в самом начале фильма вонзит нож в сердце зрителя, а потом будет только потихоньку проворачивать, один за другим наслаивая флэшбеки и погружая в атмосферу размышлений о чести и предательстве.
Кадр из фильма «В тумане» До этого Сущеню арестовали немцы по делу о подрыве поезда. А потом зачем-то отпустили, повесив остальных «соучастников». Теперь на нем клеймо коллаборациониста, и вот он уже копает себе яму под прицелом Бурова, готовящегося совершить «справедливый» самосуд. Но, внезапно: немецкий обстрел, роли меняются. Теперь до конца фильма Сущеня будет тащить на себе раненого Бурова, пытаясь спасти жизнь тому, кто хотел у него жизнь отобрать.
Кадр из фильма «В тумане» Сценарий фильма написан по одноименной повести Василя Быкова, но Лозница творчески обходится с первоисточником. Его экзистенциальный трип по темпу больше всего напоминает фильмы Джармуша, да и по оформлению смахивает на вестерн, снятый в среднерусской лесополосе. Главные герои — сплошь мужчины с винтовками, основной посыл — вопрос чести и достоинства. Сущеня оказывается тем редким типом человека с большой буквы, о которых в военное время слагали легенды, а в послевоенное — писали повести. Товарищей не предал, друга, ставшего врагом, на плечах вынес из-под пуль. Ему удается выживать, когда вокруг все больше трупов. Кажется, вот счастливчик. Но что дураку или бессовестному — счастье, умному — невыносимая ноша. До чего может довести человека дурная молва и всеобщее неверие? Ответ прорвется сквозь туман и растворится в звуках губной гармошки.
Кадр из фильма «В тумане» Фильм вполне заслуженно получил приз ФИПРЕССИ в Каннах, а также главные призы Ереванского, Одесского и Минского международных фестивалей.