Трепетный и агрессивный фильм, стремительно перемещающийся из маниакальной стадии в депрессивную и наоборот – точь-в-точь как его едва достигший совершеннолетия герой, трудный подросток Роман Коглер, отбывающий срок в исправительном центре. Нет, там не так страшно, как в российских колониях, бывших частой декорацией перестроечного кино; «Дыхание» ничуть не похоже на то, что называется «чернухой», напротив, картина подкупает своим позитивным посылом – она заслуженно получила приз чутких к зрительскому кино европейских прокатчиков на каннском Двухнедельнике режиссеров, она заслуженно победила на самом душевном и демократичном европейском кинофестивале – киевской «Молодости». Так что не бойтесь тех трудностей, что выпадают Роману: время его заключения близится к концу, возвращение в дом отца невозможно, парня выпускают в город – на испытательный срок. Вписаться в герметичное буржуазное общество (критика которого – постоянная тема австрийских режиссеров) не так-то легко, после безуспешных поисков работы Роман устраивается санитаром в венский морг.
Постановщик фильма Карл Маркович – дебютант в режиссуре и опытный актер – придумывает эффектный сюжетный ход: возможно, прямое столкновение Романа с миром смерти лишь усугубило подростковые страхи, если бы на бирке одного женского тела юноша не увидел собственную фамилию. Слава Богу, эта мертвая женщина не была его родственницей – мало ли в Австрии Коглеров, но случай меняет жизнь героя. И, определённо, к лучшему: «Дыхание» – история взросления со счастливым финалом.