Кушетка доктора Ханеке.
Фильм — свидание. Можно сказать больше — яподталкиваю вас к встрече с самим собой. С вашим воображением, воспоминаниями. Я стараюсь делать антипсихологические
фильмы с героями, которые являются скорее не героями, а их проекциями на поверхности зрительской способности сопереживать. Пробелы вынуждают зрителя привносить в фильм свои собственные мысли и чувства. Поскольку именно это делает зрителя открытым к восприимчивости героя.
Михаэль Ханеке. Фильм как катарсис.
Фильм «Пианистка» снят по книги нобелевской лауреатки Эльфриды Линекен австрийским режиссером Михаэлем Ханеке. Шикарное наглядное пособие для всяких психоаналитиков и сексологов. Блестящий психологический лабиринт для интеллектуалов и тех, кто себя к ним причисляет. Отдушина для ханжей, моралистов и прочей гиперморализованной активной живности…
Высокомерная профессорша венской консерватории Эрика Кохут, этакий «синий чулок» с пожизненным стажем, проживает вместе со своей деспотичной матерью, которая контролирует каждый ее шаг. Между уроками и перебранками с матерью, Эрике всякими правдами и неправдами все-таки удается найти время для периодических визитов кабинок секс-шопа с просмотром порно и для подглядывания за чужим сексом в автокинотеатре. На одном из домашних концертов Эрика знакомится с молодым красавчиком, тоже ценителем классической музыки, Вальтером. Эрика влюбляется. Скорее всего, впервые и по-настоящему за всю свою 40-летнюю жизнь.
Пересказывать сюжет этого фильма без оценки и анализа поступков главной героини– дело тщетное. Получится сродни просмотру концерта пианиста по ТВ с выключенным звуком – сухо, коряво и нелепо. Пересказывать же с попыткой дилетанта- психолога – глупо. Во-первых, для этого существует целая армия более компетентных и терминологически подкованных фрейдистов, а во-вторых, чтобы ты не написал – получится, что ты пишешь анамнез самому себе. Это становится очевидным после прочтения многочисленных рецензий к этому фильму как именитых профессиональных авторов, так и не очень. Но все эти рецензии имеют одно общее — они рознятся между собой, и они имеют право быть. Потому что у каждого свои сумерки.
Фильм «Пианистка» — это даже не лакмусовая бумага, на которой отпечатаются все ваши переживания и эмоции. Этот фильм – кляксы Роршаха. Он вам поставит диагноз. Нет, вы сами поставите себе диагноз, даже не подозревая и не желая этого, и не признав этого. Каждый будет сидеть на своей колокольне и с умным видом рассуждать об этом фильме, или плеваться с нее, или даже кидаться камнями.
При всей своей шокирующей откровенности, в фильме нет ни одной пошлой, вульгарной сцены. С изысканностью ювелира Михаэль Ханеке разбросал крошки к душе Эрики Кохут. Конечно, это удалось ему не без гениальной игры Изабель Юппер, которая смогла передать зрителю всю гамму чувств по нарастающей: от пианиссимо до фортиссимо, от шепота до крика, и сумела выразить с одинаковым лицом-маской, только глазами — и прекрасное, и безобразное, спрятанные в душе главной героини. Сыгранные роли Анни Жирардо и Бенуа Мажимель тоже на уровне, но все же остаются хоть и достойным, талантливым, но все-таки дополнением, фоном для образа Эрики Кохут, таким же как и незримое присутствие Шуберта и Шумана и их явно значимая, знаковая музыка.
Михаэлю Ханеке не нужны аплодисменты. Он даже не будет собирать камни. Это не его камни. Ханеке ждет тишины, в/с которой Эрика Кохут в финале фильма с безмолвным криком ставит жирную точку на своей любовной истории, и из которой потом четким, звучным шагом выходит в гул вечерней Вены. У Ханеке получилось добиться и тишины, и гула толпы. Заслуженно. Сполна.
• 2001 — три приза Каннского фестиваля: Гран-при (Михаэль Ханеке), лучшая актриса (Изабель Юппер), лучший актер (Бенуа Мажимель).
• 2001 — премия European Film Awards лучшей актрисе (Изабель Юппер), а также 5 номинаций: лучший фильм (Фейт Хейдушка), лучший сценарист (Михаэль Ханеке), лучший режиссер по мнению зрителей (Михаэль Ханеке), лучшая актриса по мнению зрителей (Изабель Юппер), лучший актер по мнению зрителей (Бенуа Мажимель).
• 2001 — две премии «Золотой овен»: лучший зарубежный фильм, лучшая зарубежная актриса (Изабель Юппер).
• 2002 — премия «Сезар» лучшей актрисе второго плана (Анни Жирардо), а также номинация в категории «лучшая актриса» (Изабель Юппер).
• 2002 — премия Deutscher Filmpreis за лучший зарубежный фильм (Михаэль Ханеке).
• 2002 — приз лучшей актрисе (Изабель Юппер) на кинофестивале в Сиэтле.
• 2002 — номинация на премию BAFTA за лучший фильм не на английском языке (Фейт Хейдушка, Михаэль Ханеке).
• 2003 — номинация на премию «Бодил» за лучший неамериканский фильм (Михаэль Ханеке).
• 2003 — номинация на премию «Независимый дух»за лучший зарубежный фильм (Михаэль Ханеке).