Роман о взаимоотношениях зрелого мужчины и юной девушки, опубликованный в 1955 году, считается одним из самых громких умышленных вызовов в истории мировой литературы. «Лолите» Владимира Набокова был уготован тернистый путь перед попаданием на суд читателей, а потом и зрителей, но история невинности и эротизма его преодолела, став незабвенной классикой, сломившей табу.
Во многих отношениях, творческая концепция Эдриана Лайна сделала «Лолиту» более провокационной, чем фактический материал, имеющего тенденцию быть несколько монотонным. Работа режиссера Лайна и сценариста Стефена Шиффа получилась захватывающей, лишняя жестокость книги была заменена на лиризм и романтику, и при этом картина осталась верной своему первоисточнику, в отличии от «Лолиты» Стэнли Кубрика, при том что сценарий для кубриковской экранизации писал лично Набоков.
Вся трагическая история представлена в виде воспоминаний главного персонажа, Гумберта (Джереми Айронс). Флэшбек переносит зрителя в Канны, к четырнадцатилетнему герою, влюблённому в свою ровесницу по имени Аннабель Ли, которая умрёт от тифа, и станет навсегда застывшим воплощением идеала женщины для Гумберта. Уже в зрелом возрасте он переезжает в Америку, и волею судьбы вынужден снять жильё у овдовевшей Шарлотты Гейз (Мелани Гриффит), и оказывается мгновенно очарован её разнузданной, по меркам своих малых лет, дочерью, Лолитой (Доминик Суэйн) — реинкарнацией его Аннабель. Ошарашенный удивительной встречей со своим идеалом, Гумберт в конце концов женится на Шарлотте, чтобы быть рядом с Лолитой. Герой признает свое безумие, и «опасность, безнадежность всего этого», но вместе с тем Лолита для него «свет жизни, грех и душа». После случайной смерти Шарлотты, Гумберт и Ло отправляются в долгое путешествие дороге и начинают свою половую связь. Гумберт становится всё более одурманенным, и страшится потерять свой идеальный образ вновь.
Джереми Айронс, актер, который умеет играть невменяемых персонажей, а «Оскар» за роль Клауса фон Бюлова из фильма «Изнанка судьбы» наглядно подтверждает это. Актёр воссоздает смелый образ, за счёт одного только лица передавая раздирающие его противоречия. Персонаж Айронса не представлен в качестве бездушного монстра, то есть так, как его видел Владимир Набоков, а не таким, как вынуждены изображать кинодеятели подобных героев в фильмах, ради исключения проблем с цензурой и прокатом. Эдриан Лайн позволяет ему сочувствовать без попустительства его действий. Его поведение девиантное, однако, он все еще человек, признающий свою больную одержимость, но он не в силах остановиться. Доминик Суэйн удалось понять деликатный баланс между соблазнительницей и жертвой. Её Долорес «Лолита» Гейз в нежном возрасте является хитрой лисицей и девственной овечкой одновременно.
В конце концов, «Лолита» представляет собой трагическую моральную историю, ведь в конечном счете жизни Лолиты и Гумберта ждал скорбный финал — а что же может быть более нравственным ? С помощью творческого чутья Эдриана Лайна, чарующий и в то же время душераздирающий и тошнотворный роман пережил своё путешествие на большой экран без серьёзных упущений деталей и утраты своего нерва. Пожалуй, «Лолита» получила свою лучшую экранизацию, и возможное новое переосмысление видится малопонятным мероприятием.