Пересмотрел фильм в 4 раз. Это уже может передать мое отношение к фильму — он явно нравится. В фильме привлекают интересные диалоги, отличающиеся жизненностью; в них нет каких-то явный штампов, наивности, морализаторства и наигранности. Эмоции героев передаются через взгляды, жесты и натурально подкреплены речью. Взять хотя бы сцену неуверенного разговора с Гвен — с какой искренностью Паркер ожидает, как она обернется, и, дождавшись, подпрыгивая бежит гонять на скейте и раскачиваться на цепях от воодушевления.
Хорошо обыграна смерть дяди Бена. Атмосфера у Питера дома наполнена скорбью, а именно отчаянное стремление найти убийцу заставило его придумать себе костюм и паутину. Интересно, что на становление героя (в фильме сам герой, конечно, еще в состоянии зародыша) влияет не только дядя Бен, но и капитан Стейси, раскрывший Питеру глаза на деяния мстителя в маске. И теперь сила и костюм обретает новый смысл и появляется Человек-паук.
Кстати, фраза «человек-паук» впервые звучит в фильме из уст Гвен Стейси — первой любви главного героя. Видимо, она и придумала имя человеку в маске. К слову, любовная линия умиляет и заставляет поверить во взаимность чувств подростков, такую чистую, словно пьянящий воздух после летнего дождика. Чувства вспыхнули мгновенно и ощутимый магнетизм не позволил молодым людям тянуть и пережевывать тему отношений. Питер и Гвен помогают друг другу, они как одна команда. Это очень контрастирует с затянутостью и натужностью отношений Питера и Мэри Джейн в трилогии Рейми.
Укус паука не выглядит сказочным, тут дело вовсе не в роковой случайности. Точнее, не только в ней. Таким образом тонко проходит сюжетная линия, связанная с погибшими родителями Паркера. По сути, именно интерес Питера Паркера к прошлому своих родителей является основным двигателем сюжета (если брать первую половину фильма, так как во второй все внимание переключается на ящера).
Эндрю Гарфилд действительно талантливо изобразил популярного героя. Нравится, что нам показывают реального человека, ведь такого парня с такими повадками каждый может встретить в жизни. Вот уж действительно — сосед. Но все равно Питер Паркер не такой, как все. Он будто живет в своем мирке, но такова особенность людей с гениальным умом. Есть в нем и чувство юмора, и находчивость, и смелость, а так же, собственные интересы: гоняет на скейте, фотографирует, носит футболку с «Ramones», а на стене его комнаты висит плакат фильма Хичкока.
Все это еще больше приближает героя к зрителю. Гарфилд отлично сыграл, передав все эмоции без наигранности, сделав своего персонажа действительно живым и харизматическим. Обнаружив свои способности, парень поначалу заигрывается с ними, как настоящий школьник. В нем есть подростковая колкость и угловатость, т. е. из Питера не сделали ботаника-неудачника с пушистым и однозначным характером, что не вписывалось бы в формат фильма и выглядело бы элементарно банальным. В творении Уэбба даже школьный задира показан не тривиально, в то время как сам Паркер хоть хилый и странноватый, но вовсе не жалкий задрот. Он напоминает молодого Эйнштейна. Есть эпизоды, которые наглядно показывают нам, что у парня обширные научные и технические знания. Он, к тому же, еще изобретатель. Но молодость и дерзость берет свое, грех не поприкалываться и покататься на скейте. Насыщенность и детализация образа Питера Паркера — одна из лучших сторон фильма. Короче, все актеры прекрасно справились со своими образами, а сами образы прописаны сценаристами с умом.
Мартин Шин и Салли Филд, конечно, безупречны в ролях дяди и тети. Эмма Стоун красивая, обаятельная актриса. Такой же получилась из нее Гвен Стейси — родственная душа Питера Паркера, умная, смелая и заботливая. «Мэр Токио» — мой любимый второстепенный персонаж. Порадовало соучастие в подвигах Человека-паука обычных людей, это показывает, что в каждом есть потенциальный герой. Человек-паук не возвышается над всеми остальными. Нет лишней восторженности и фанатичности толпы и всяческих аплодисментов. Признание героя людьми оригинально обыгрывается за счет стрит-арта и принта на футболке.
Сила Питера, кстати, в чем-то ограничена и он не похож на непробиваемого супер-героя, он уязвим в силу своей неопытности, но при этом смекалист. Он не летает с невероятной скоростью, словно цепляясь за облака, а действительно раскачивается на паутине по всем законам физики. «Hey, I`m swinging here!» (с). И на улицах Манхеттена могут встречаться препятствия. Но эффектность полетов и движений никуда не девается, смотрится все на должном уровне, работа оператора это хорошо подчеркивает. Понравилась сама динамика фильма и стиль повествования.
Экшна тут намного меньше, чем остальных событий, из-за чего сам экшн смотрится значимым и захватывающим, т. е. нас не по очередным американским горкам хотят прокатить, а рассказать историю. Хорошо вышел образ антагониста в лице Курта Конорса. Мотивация персонажа имеет основательность. Благие побуждения ученого трансформировались за счет мутации в навязчивую идею, спутавшуюся с доминированием, которая приобрела чисто животный, инстинктивный оттенок и стала подобием наркотика.
Таким образом получается, что злодея как такового нет, есть лишь печальное стечение обстоятельств, что еще больше приближает историю к реальности и скорее делает фильм научной фантастикой, нежели дуалистической наивной сказкой со строгим разделением на добро и зло. При этом, в фильме сохранен романтизм и дух комиксов. Минусы в фильме есть, но их не много они не значительные. Понравилась концовка фильма, связанная со сложным выбором Питера. Вышло что-то в духе «кто не рискует, тот не пьет шампанское», а это подкупает.
В целом фильм является примером вполне удачного кино-комикса, учитывая элемент соревнования с первым фильмом Сэма Рейми (с трилогией рано сравнивать), в котором история рассказана совсем иным языком. Лично мне ближе фильм Марка Уэбба. Именно такого Человека-паука я мечтал увидеть в детстве — приземленного, мрачноватого, на первый взгляд похожего на преступника. Интересно наблюдать за подростком, получившим такие способности и за тем, как плавно и жизненно эти способности раскрываются. Ты словно примеряешь костюм Человека-паука на себе.
В фильме присутствует некая естественность, придающая свежесть истории. Нет четкого разделения между «без костюма» и «в костюме». Но при этом, проблема выбора показана достаточно ясно, мотивированно и с долей психологизма. Все по-человечески, но не строго прозаично и не без привкуса возвышенности. В завершении отмечу, что в фильме много действительно запоминающихся ярких сцен.