Эту впечатляющую и суровую тюремную драму выдал в 1989-ом году малоприметный, но талантливый американский постановщик Джон Флинн («Гарри по прозвищу Гвоздь», «Бестселлер»), сняв, пожалуй, свой лучший фильм, хоть и неоцененный, увы, совершенно американскими критиками.
Заключенный Фрэнк Леоне спокойно и без особых конфликтов досиживает свой срок в тюрьме, мечтая поскорее вернуться к своей возлюбленной Мелиссе, и буквально за несколько недель до выхода его неожиданно переводят в другую тюрьму, где заправляет давний заклятый враг Фрэнка жестокий и продажный насквозь начальник Уорден Драмгул. Когда-то давно Леоне сбегал из тюрьмы Драмгула и получил за это сверху к своему сроку еще пять лет, которые честно отсидел, но злопамятный начальник тюрьмы считает это недостаточным наказанием и абсолютно не верит в исправление заключенных, и теперь, обладая безграничной властью и контролем над всеми у себя в тюрьме, он пытается сделать всё, чтоб превратить жизнь Фрэнка в сущий ад, спровоцировать его на новый побег и упечь его в этой колонии тогда уже навсегда.
Киноленты Сильвестра Сталлоне («Разрушитель», «Кобра»), пожалуй, ни в одной другой стране никогда не были столь популярны, как в России, и этот фильм в свое время был настоящим откровением, особенно в видеосалонный период 90-ых годов, когда Голливудскими новинками советский прокат не особо баловал, и «Тюряга» (также известный под названием «Взаперти») считался тогда одним лучших американских фильмов о тюрьме. Спустя годы, пересмотрев массу лент на эту тематику, снятых и ранее и позднее, фильм Флинна не кажется уже таким уж оригинальным, но пустым, проходным или поверхностным я его никогда не назову, и разгром критиками, низкие сборы в прокате в 89-ом и три номинации на «Золотую малину» мне совершенно непонятны. Это действительно мощное и проникновенное кино о силе духа, воле и стойкости человека перед ужасами и несправедливостью жизни, о том, как сохранить в себе что-то человеческое, живя в аду, о правде, за которую стоит бороться с мерзавцами до конца, даже если ты проигрываешь им по всем фронтам.
Несмотря на извечную критику актерских талантов Сталлоне, я продолжаю настаивать на том, что актер он отличный и драматичный образ не сдающегося и хватающегося за каждую соломинку заключенного Фрэнка Леоне ему определенно удался на славу. Великолепный Дональд Сазерленд («Золото дураков») в роли редкостного подонка Уордена Драмгула показал воистину широкий спектр своего таланта и его образ здесь вызывает невероятно бурные эмоции. Также здесь отметились и вечные кинокриминалитеты Том Сайзмор («Схватка») и Дэнни Трэхо («Отчаянный»), и яркие мастера второплановых ролей Джон Эймос («Поездка в Америку») и Сони Лэндэм («Хищник»). Всем, кто устал бороться или думает что у него в жизни куча проблем, настоятельно рекомендую к просмотру этот культовый фильм, станет намного легче.