Фильм-сенсация от режиссера «2012» даст совершенно неожиданный ответ на извечный вопрос: а кем же «был или не был» Шекспир и кто на самом деле скрывается за этим всемирно известным именем великого человека? «Аноним» — исторический триллер со спорным предположением, что Уильям Шекспир не сочинял пьес и сонетов приписываемых ему. Действие разворачивается на фоне захватывающей истории о политических интригах при дворе Елизаветы I.
Режиссер Роланд Эммерих («Послезавтра», «День независимости», «2012»), кажется, впервые ничего не рушит, а, наоборот, старательно созидает. С теорией, которой он придерживается, многие не соглашаются, но игнорировать ее перестали давно.
Уильям Шекспир (Рэйф Сполл), посредственный актер театра «Роуз», за всю жизнь не написал ни одного сонета или пьесы. Он вообще едва умел писать и досуг заполнял, шляясь по трактирам и заводя шашни. Драматург Бен Джонсон (Себастьян Фернандес-Арместо), напротив, писать умел хорошо, сочинял для «Роуз» пьесы с сатирическим уклоном, за что в результате попал в тюрьму. Откуда его вызволил Эдуард де Вер, граф Оксфорд, лорд-камергер и прочая, и прочая (Рис Иванс). И без особенных объяснений вручил Джонсону рукопись собственной пьесы. Для очередной постановки в «Роуз». Получилось, однако, так, что проныра-Шекспир, заслышав, как восторженно зрители приняли новую вещь и вызывают автора, не колебался долго. Так, по Роланду Эммериху, возникла одна из главных литературных мистификаций нашего мира.
Невозможно сейчас вдаваться в подробности многолетних препирательств «стратфордианцев» и «нестратфордианцев», то есть тех, кто считает, что Шекспир существовал и творил сам, под своим именем, и тех, кто полагает, что за именем великого драматурга могли стоять королева Елизавета, Фрэнсис Бэкон, Эдуард де Вер, граф Ретленд и/или его супруга. (На этот счет есть прекрасный отечественный источник – книга Ильи Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире»). Эммерих же обозначил свою позицию четко, выдвинув в качестве своего претендента именно де Вера, и мнение свое подтвердил, расписав биографию последнего чуть ли не по годам.
Версия, которая рассматривается в «Анониме», значительно приукрашена абсолютно ничем не обуздываемой фантазией сценариста (здесь и инцест, и дети королевы-девственницы, и совершенно дьявольские интриги, и локальные трагедии вокруг престола, в общем, все в соответствующем духе). Тем не менее, версия эта хороша тем, что может объяснить практически любое место шекспировского текста. И странные обращения в сонетах, и какое-то личное, болезненное отношение к венценосным особам, и любовь к Италии, и намеки в «Гамлете». Добавить к этому то, что команда Эммериха умеет лучше всего, – антураж, детально выверенные декорации, в меру компьютерного рисования – эффект получится сильный. И его совсем не портит то, что после Эдуарда де Вера, графа Оксфорда, остались его личные сочинения, нимало не похожие на то, что могло бы принадлежать перу Уильяма Шекспира, гениального драматурга, или того, кто писал под этим именем.