«С широко закрытыми глазами» — загадочный и по-хорошему странный фильм, а также это еще и последняя работа гения американского кинематографа Стэнли Кубрика («Доктор Стейнджлав или как я перестал бояться и полюбил бомбу», «Космическая одиссея 2001 года»), который скончался через четыре дня после завершения монтажа над ним.
Этот фильм поставлен по новелле аж 1925-ого года австрийского писателя Артура Шницлера под названием «Новелла о снах», и как и с «Сиянием» Стивена Кинга значительно переработанной сюжетно самим Кубриком, всегда старавшимся в кино показывать свое видение того или иного произведения, нежели оригинальную задумку автора. Толкований и пониманий этого фильма много и после его премьеры в 99-ом году критики резко разделились во мнениях, кто-то называл его галлюцинацией с фрейдистскими подтекстами, кто-то видел в нем психологический триллер высшей пробы, кому-то он казался попросту скучным, кто-то вообще сомневался в законченности фильма, поскольку Кубрик был известен своей привычкой в последний момент всё и по несколько раз переделывать и переснимать.
Так или иначе «С широко закрытыми глазами» — это плавный, завораживающий и непередаваемо атмосферный фильм, об эротических фантазиях и желаниях, с которыми мы все живем постоянно, об опустошающем сексе без любви, о реальном и нереальном, о медленном угасании влечения между супругами и о страсти, которая может снова появится между ними при определенных обстоятельствах. Этот фильм действительно необычен во всем, под вроде бы семейной драмой скрывается увлекательная детективная линия, а размеренный ритм, продолжающийся на протяжении почти трех часов абсолютно не вгоняет в сон, а наоборот, все действие здесь будоражит воображение и возбуждает, причем не на уровне порнографии, а именно на уровне сексуальных фантазий, когда ты многого не видишь глазами, но ясно представляешь.
Будучи на момент съемок супругами, а позднее по опять же странным обстоятельствам после многолетнего брака расставшиеся, замечательные актеры Том Круз («Лучший стрелок», «Фирма») и Николь Кидман («Готова на всё», «Догвилль») сыграли очень чувственно и проникновенно семейную пару Уильяма и Элис Харфордов, испытывающих кризис отношений и ищущих гармонию с собой на стороне, и на мой вкус, это лучшие и самые необычные роли в их фильмографиях, возможно, потому что они получились максимально честными, и наполненными собственными чувствами друг к другу.
Этот фильм номинировался на «Золотой глобус» за саундтрек, на «Сезар» за лучший иностранный фильм и получил премию «Bastone Bianco» на Венецианском кинофестивале в 99-ом году, и по сей день он остается самой неоднозначной работой великого мастера, но лучшего фильма, так тонко сплетающего сон и явь об одиночестве без любви Вам просто не найти.