Фильмов «про любовь» катастрофически мало. Не верите? А вы попробуйте посмотреть один из тех, которые «про любовь», и скорее всего, окажется, что лента не о самом светлом чувстве, а о похоти, алчности, ревности и других малоприятных человеческих страстях. Но есть и хорошие новости! «Пианино» — фильм как раз о любви. Конечно, местами в нем встречаются и похоть, и алчность, и даже ревность, но все-таки он определенно о любви. До «Титаника» в плане слезливости и «романтики дальних странствий» ему далековато, да и к лучшему. Нестандартна лента также тем, что для мужчин она будет представлять не меньший — а возможно, и больший — интерес, чем для женщин.
Три Оскара, как и множество других наград, «Пианино» отхватило не зря. Снят фильм в далеком 1993 г. (задолго до второго музыкального оскароносца — «Пианиста»), однако во время его просмотра совершенно не возникает ощущения вчерашнего дня и чего-то устаревшего. Во многом благодаря сюжету.
А сюжет таков: Ада (с дочерью) приезжает в Новую Зеландию к жениху, которого она никогда не видела. Произошла авантюра по одной простой причине: отец Ады постарался сбагрить с рук — желательно куда подальше — немую дочь с ее незаконнорожденным ребенком. Хотя этот самый ребенок живет наполовину в своих фантазиях и, сообразно им, рассказывает, что отцом ее был известный музыкант, а мать онемела во время их свадьбы от сильного потрясения — это неправда. Отцом девочки был простой учитель, который малодушно отказался от Ады и от любви к ней. Способность говорить главная героиня потеряла еще в шесть лет — и потому ее внутренний голос, который мы часто слышим в фильме, принадлежит голосу шестилетнего ребенка.
Итак, вместо возможности говорить у Ады — музыка, вместо голоса — пианино. Поэтому героиня и дорожит так сильно весьма громоздким и не очень красивым предметом. Удивительно то, что характеры главных героев драмы и их отношение к самой Аде будут раскрываться посредством их отношения к музыкальному инструменту. Ведь если человек любит — он согласится любить и то, что важно для любимого. Пианино в фильме служит не только символом голоса Ады, не только барометром любви к ней мужчин. Несмотря на все перипетии и трагедии, связанные с этим музыкальным инструментом, только в конце фильма мы понимаем, насколько Ада ассоциирует себя с ним и сможет ли жить без него.
Сильных сторон у фильма много (в частности — игра актеров, а также правдивый показ того, как жили люди более полутора сотен лет назад), особенно же хочется отметить филигранность съемки. Некоторые сцены фильма врезаются в память во многом благодаря операторской работе. Отдельный заслуживающий всяческих похвал бонус фильма — музыка (кстати, написанная специально для «Пианино»). Не являясь страстным меломаном, не могла не оценить то, как органично она вплетается в сюжет фильма и насколько при этом ненавязчива. «Слабым звеном» в фильме для меня стал только один момент: когда Аде отрубают палец на руке. Воспринимается такой ход как попытка вызвать у зрителей сильный эмоциональный отклик, хотя в данном случае авторы и так добились поставленного результата, а с использованием данной сцены просто переборщили. «Сильнее напугать — сильнее привязать к экрану» — хороший принцип, но у меня в таких ситуациях возникает чувство, что мною манипулируют. И вследствие упомянутого эпизода у меня возник вопрос: а счастье обязательно должно быть выстраданным? Оно не может быть просто заслуженным?
Последнего — обычного человеческого счастья быть нужным, интересным и любимым — я и желаю всем, кого не оставит равнодушным этот фильм. Впрочем, даже если он и не тронул струн в вашем сердце — все равно желаю! Возможно, искренняя любовь сможет растопить ваш лед.