Выискивая на пыльных полках киноархива что-нибудь великое, вневременное, эффектное, пройти мимо «Великого диктатора» было бы досадной оплошностью. Упорствуя, более 10-ти лет отказываясь переходить к полноценному звуковому кино, в 1940-ом году Чаплин все же заговорил с экрана. Заговорил так, что спустя более 70-ти лет его слова остаются актуальными, а сам фильм, по мнению многих экспертов и зрителей, стал лучшим в фильмографии маэстро. Это больше, чем просто кино — это искусство.
Изучая поверхностно творчество знаменитого создателя «Бродяжки», невозможно в полной мере проникнуться всей уникальностью этого выдающегося, феноменального человека. Чарльз Чаплин сам писал сценарии к своим фильмам, сам снимал, сам же снимался, монтировал, писал музыку и продюсировал. Разумеется, не всегда весь этот колоссальный объем работы он выполнял в том или ином фильме, но бывало. Фильмы Чаплина целиком и полностью его, и «Великого диктатора» уже с самого начала следует воспринимать как личную реакцию автора на события тех лет в Европе.
Нельзя не сказать о том, что создание картины было делом весьма рискованным и смелым. Позже автор признался, что если бы имел представление о настоящих ужасах, творившихся в немецких концлагерях, то отказался бы от затеи снимать фильм.
Пожалуй, Чаплин был одним из первых, кто разглядел жуткий потенциал фашизма, его всеохватывающую, остервенелую страсть к экспансии наравне с агрессивностью. И если сейчас создание комедии на тему холокоста будет причислено к моральному вандализму и кощунству, то в 1940-ом эта сатирическая зарисовка была воспринята как вызов общественности. Все возмущение и напряжение, накалявшее атмосферу мировой политики, нашло отражение в бессмертном полотне мастера.
Овеянный духом сатиры и иронии фильм, за комедийной маской которого скрывается тяжелая и гнетущая реальность происходящего. За образом эксцентричного и взбалмошного Аденойда Хинкеля очевиден зловещий призрак Гитлера. Совершенно понятно, что Бензино Напалони — лидер фашизма с Аппенинского полуострова, а за холодными лицами Херринга и Гарбича скрыты прообразы Геринга и Геббельса. Главного же героя еврея-цирюльника стоит воспринимать не как конкретно выдуманного персонажа. Скорее это собирательный образ людей, пострадавших от гонений и травли фашизма. К тому времени люди были запуганы, они устали бояться, и хотели лишь мира и спокойствия, кто бы мог подумать, что война затянется еще на несколько лет и примет мировые масштабы.
Безусловные художественные достоинства фильма были отмечены неоднократно. Сюжетная канва проста ровно настолько, насколько того требовал авторский замысел. Но что стоит отметить особенным образом — тонкие сатирические находки, которыми режиссер знатно обогатил картину. Будь то небольшое противостояние между Гитлером и Муссолини «кто выше сидит» или баловство Адольфа с глобусом — земным шаром, эдакая игра повелителя с целыми миром, где мир — лишь игрушка, средство воплощения фантазии. Неизменен и искрометный чаплиновский юмор — сцена с монеткой в пудинге обыграна блистательно и неповторимо.
И после всех перипетий, после смеха, разочарования, гнева, автор подводит зрителя к главному — финальной сцене, в которой устами парикмахера говорит сам Чаплин. Столь неожиданный, впечатляющий аккорд подытоживает двухчасовое действие картины особенно эффектным образом. Показательно, что про само явление фашизма там сказано критически мало, это и делает пятиминутную речь не временным откликом на конкретное явление, а бессмертным завещанием выдающегося мастера. Особенно интересно то обстоятельство, что подобный способ обращения к миру через своих героев Чаплин применит также в своем следующем фильме «Мсье Верду».
Документально подтверждено, что Адольф Гитлер был ознакомлен с фильмом «Великий диктатор». По утверждению очевидцев, он посмотрел его полностью. Чаплин говорил, что отдал бы все, чтобы узнать его реакцию. И не только он один. К несчастью, для всех это навсегда останется загадкой.