Не пропусти свой трамвай. Рецензию свою рассматриваю, как желание заступиться за главную героиню фильма «Трамвай „Желание“». Заступиться за нее, как бы это парадоксально не звучало, и за все, что она олицетворяет своим столь милым и столь же беззащитным образом — образом Бланш Дюбуа — Белый Сад (таков перевод ее имени с французского, по ее же собственным словам).
Тот, кто станет смотреть, возможно, заметит, насколько Бланш хрупка и насколько сквозь эту хрупкость, проступает живой неиссякаемый трепет ее души, и он является единственной силой, которую она может противопоставить инертности мира, инертности жизней.
Этот сложный характер героини трудно передаваем, еще и потому, что он показывает обычно скрытую, осмысленность действий одухотворенного человека, который уже не может предать себя и пойти в услуженье невежеству окружающего мира, то есть людей, ее носителей. Такова героиня Бланш, именно она несет Свет на своих хрупких плечах, хотя это очень сложно увидеть, потому что, внешне она, кажется, способна проявлять только лишь неуверенность и какую-то подавленность грузом произошедших в юности страшных событий.
Согласитесь, что передать такой внутренний характер, наполненный, с одной стороны, скорбью и страданием, а с другой, удивительно сильной страстью к жизни, который, к тому же, внешне еще обрамлен чудодейственным набором проявлений женского обаяния, как милое кокетство, чувство юмора и многое другое, очень сложно преподнести. Вивьен Ли справилась с этой ролью настолько, точнее, она отдалась этой роли настолько, что если кто-то и посягнет еще изобразить ее героиню на широком экране, то наверняка, окунется в глубокие думы по поводу своих возможностей.
В этой связи, хочу добавить, что склонение головы пред актерским даром Вивьен Ли, в данной роли, это банальный, но вместе с тем столь необходимый жест благодарного зрителя. Как же нужно болеть своей профессией, чтобы работать (или идти) на таком пределе возможности, который еще является ее личным проявлением самоотверженности, как ищущего человека.
Разумеется, весь творческий коллектив, и особенно, его главный дирижер Элия Казан, что произвели на свет столь трогательный фильм заслуживаютогромной благодарности кинозрителя.
Вот монолог произносимый Бланш в конце фильма, который собственно наиболее красноречиво преподносит идею данной пьесы Теннесси Уильямса: «Физическая красота проходит — это преходящая ценность, но красота души, чуткость сердца, которыми я владею, не уходят — они растут. И как страшно, что меня называют нуждающейся женщиной, когда у меня в сердце есть вся сокровищница, и я, считаю себя очень богатой женщиной».