В подростковом периоде — святыня, позже — добротное кино о психологии взросления.
Это что-то невообразимое. Когда в 1999-ом году, подростком, я впервые увидел этот фильм, то сразу крикнул: «Да! Даёшь революцию!», подчеркнув, что раньше для молодёжи так не снимали. Мол, были поцелуи, свидания, но вот так вот с шутками, обнажённо не было. Но, когда я, уже взрослый, пересмотрел его вчера, то был поражён. Поражён тому, как фильм с годами не потерял своей силы. Что он актуален и притягателен даже сегодня. И хоть раньше я и не знал о существовании «Мальчишника» (1984 года!) с молодым Томом Хэнксом в главной роли, «Бум» и «Бум-2» (оба Франция, 1980 и 1982, соответственно) с юной Софи Марсо, в роли 13-тилетней школьницы и некоторых других фильмов, где были показаны шалости, лёгкая эротика и проблемы старшеклассников, но чувствовал, что «Пирог» не просто пошлятина, а любовно-лирическая история со смыслом, продуманным сюжетом, интересными молодыми, харизматическими актёрами (для которых фильм стал путевкой в мир большого кино) и воспитательным наглядным примером того, как не надо обращаться с девушками. И это классно.
«Американский пирог» — это не просто там окучивание барышень, лапша на ушах, скоростреливание. Это прежде всего психология полового созревания, но преподнесённая в лёгкой, весёлой и доступной форме. С правдивыми, правильными, социальными моментами, говорящими, что так может быть в обычной простой школе.
Простой, симпатичный, скромный парень, не пользующийся популярностью у девушек, может подойти к харизматичной и волевой особе, уговорив её создать хорошую ему репутацию. И ей поверят. Ловелас-неудачник может задуматься над тем, как он глупо и нелепо обращается к девушкам. Парень-мечтатель, несмотря на мечты и тайные желания, может послушать, что советуют ему более опытные друзья, а также родители. Ну, и наконец, одноклассник, у которого есть девушка, запутавшись в себе, может попробовать найти ответ: что значат для него отношения.
И всё это больше, чем просто груди, шутки, секс. Первый подростковый секс. Хотя, то, как всё это показывали — не могло не вызывать улыбку. Серьёзные моменты разбавляли на славу. «Американский пирог».
Как вы уже поняли, фильм я обожаю давно. И действительно думал, что всё это осталось в прошлом, пока вчера не вспомнил о нём и не пересмотрел. Потрясающе. Понравилось всё! Особенно те моменты, на которые раньше не обращал внимания. Это не мюзикл, но то, как показали музыкальную часть в фильме (мол, как они репетировали, исполняли соло партии и, конечно же, само финальное выступление) говорило об обратном. И выглядело это слажено, чётко и красиво.
Понравились разговоры отца одного из героев со своим сыном. Раньше считал их нудными и глупыми, а сейчас взглянул по-другом. Понравилось музыкальное оформление, логика в действиях, как ставили некоторых людей на место, спортивная нотка, пафосная речь о новых шагах в жизни, дружба между главными героями, летняя дача на берегу озера, размышления о будущем после школы, наивность, честность, отвязность.
И всё это благодаря героям истории. Тем, кто смог передать так, чтобы мы задумались, посмеялись, посочувствовали, немного позавидовали и порадовались. Джим (Джейсон Биггз), Финч (Эдди Томас), Кевин (Томас Йен Николас), Оз (Фредерик Кристофер Клейн), Стифлер (Шонн Уильям Скотт), Виктория (Тара Рид), Хэзер (Мина Сувари), Мишель (Элисон Ханниган), Надя (Шеннон Элизабет), Джессика (Наташа Лионни), Шерман (Крис Оуэн), мать Стифлера (Дженнифер Кулидж), отец Джима (Юджин Леви). Всех этих людей я позже увидел в других фильмах, сериалах, шоу, а также по тв. Все они стали известны благодаря «Пирогу». Поэтому я и подчёркиваю, что это должна была быть добротная история, чтобы её посчитали культовой, примером для подражания, шедевром, реликвией, святыней молодёжи конца 90-х и так далее, и тому подобное, чтобы эти лица запомнились надолго.
Ну, и не стоит забывать о тех, кто придумал всё это — режиссёры Пол Вайц и Крис Вайц (братья), сценарист Адам Херц и композитор Дэвид Нессим Лоуренс. Это с их подачи «Пирог» считают первым подростковым прорывом, где реально можно крикнуть: «Даёшь революцию!». Это они купили в супермаркете яблочную выпечку и преподнесли это, как домашнее блюдо. Это они заставляли Джима (Джейсона Биггза) бегать, как угорелого от дома к дому, чтобы тот мог посмотреть, а ещё лучше пощупать сексапильную красавицу Надю (Шеннон Элизабет), которую, кстати, они попросили раздеться и показать зрителям то, из-за чего, собственно говоря, все и собрались. И это они сказали папе Джима (Юджину Леви) забрать вместе с пультом от телевизора и подушку, чтобы. Чтобы произошло классическое вступление, ставшее визитной карточкой всех «Пирогов»!
Вот так. С годами увидел, что самое начало, то есть, первый фильм: не такой уж и пошлый, милый, душевный, весёлый, романтичный, лиричный, музыкальный, местами грустный, местами отвязный и, конечно же, толковый. С продуманным сюжетом, ходами и неплохими поворотами. И у меня сомнений никаких. За долголетие, актуальность и всё вышеперечисленное –
10 из 10. На этом всё.