Бесцветный анти-мюзикл: почему второй «Джокер» оказался провальным

Продолжение суперуспешного «Джокера» с Хоакином Фениксом и Леди Гагой с треском проваливается в прокате по всему миру. Разбираемся, чем разочаровывает этот фильм

О чем фильм «Джокер: Безумие на двоих»

Артур Флек уже пару лет живет в лечебнице города Готэма, куда его поместили после убийства пяти (по его собственным словам — шести) человек. Пациента пичкают таблетками и готовят к суду, где присяжные решат, кто совершал преступления: сам Флек или Джокер, отдельная личность, сформировавшаяся в результате диссоциативного расстройства.

Однажды с Артуром заводит знакомство Харлин Квинзель, нигилистка, оказавшаяся в лечебнице после поджога родительского дома. Она буквально одержима Джокером и всеми силами старается вновь разбудить его во Флеке. Когда отношения приобретают романтическую окраску (а происходит это практически сразу же), Джокер действительно просыпается.

Зачем смотреть

Леди Гага, Хоакин Феникс
Леди Гага, Хоакин ФениксИсточник: кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

В случае с «Безумием на двоих» история создания картины оказалась интересней вышедшего в прокат фильма. Ни режиссер/сценарист выпущенного в 2019-м «Джокера» Тодд Филлипс, ни компания Warner Bros. не планировали снимать сиквел, однако исполнителю главной роли Хоакину Фениксу однажды приснился сон про антигероя с клоунским макияжем, и актер решил, что не готов расставаться с Артуром Флеком.

Когда проект оформился в мюзикл (кстати, изначально речь шла не о кинокартине, а о бродвейской постановке), Феникс счел, что протагонисту нужна партнерша для танцев, «женщина-Джокер», с которой можно было бы слиться в «психотическом танго». Очевидная преданность актера своему персонажу завораживает и заставляет вспомнить псевдодокументальную ленту «Я все еще здесь», ради которой Хоакин на два года забросил голливудскую карьеру и трансформировался в бесталанного невменяемого рэпера.

Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»
Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

Кроме предыстории, у нового «Джокера» есть еще одна безусловно любопытная составляющая — это анимационный пролог, снятый Сильвеном Шоме, автором выдвигавшегося на «Оскар» 20 лет назад «Трио из Бельвилля». Открывающий ленту мультфильм — самый яркий и запоминающийся фрагмент «Безумия на двоих». Впрочем, специфический стиль Шоме придется по вкусу не каждому зрителю.

Почему можно не смотреть

Финансовый и критический успех предыдущего «Джокера» не дает понять, как и почему Warner Bros. выделили на сиквел примерно 200 миллионов долларов: должны же были менеджеры компании в какой-то момент заметить, что у Филлипса на этот раз нет ни внятной истории, ни свежих идей.

Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»
Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

Скажем, сыгранная Леди Гагой Харлин вышла именно танцевальной партнершей, не более. В ней можно постараться разглядеть антагонистку, бездушную циничную злодейку, раскачивающую и без того травмированного героя до тех пор, пока он не срывается в пропасть. Для этого, правда, придется подключить фантазию, поскольку в самом фильме Флек и Квинзель не так много взаимодействуют — по крайней мере, за пределами музыкальных номеров.

Кстати, о музыкальных номерах: они получились довольно унылыми. Треки, играющие за кадром, можно условно разделить на две группы: затасканные (например, «To Love Somebody» и «When the Saints Go Marching In» — последний звучит излишне часто даже в рамках «Безумия на двоих») и не особо впечатляющие.

Да и хореография вряд ли произведет впечатление на поклонников современных мюзиклов; довольно бесцветное исполнение вышеупомянутого хита Bee Gees «To Love Somebody» и вовсе завершается тоскливым стэндапом. При этом очевидно, что Филлипс действовал осознанно, фильм был задуман как анти-мюзикл — и анти-комикс. При таком настрое автора удивляться тому, что сейчас картина с треском проваливается в прокате, не приходится.