Мягкая сатира о провинции. Стоит ли смотреть «Культурную комедию» с Чадовым?

Рассказываем, удалось ли режиссеру «Непослушника» сделать внятную и смешную сатиру о провинциальных нравах, и почему «Культурная комедия», несмотря на актуальные идеи, — это кино упущенных возможностей

О чем фильм «Культурная комедия»

Молодой пермский заммэра Виктор Летаев (Алексей Чадов), курирующий вопросы строительства и благоустройства, собирается строить на месте бывшей промзоны новый ЖК. На совещании у руководства он сталкивается с неожиданным конкурентом — некая молодая дама явно не из местных презентует вместо ЖК проект арт-кластера. Виктор сразу лезет в спор и нарывается на конфликт с дочкой губернатора Ритой, недавно приехавшей из Лондона. Мудрый папа понял, что дети в Европе и госслужба не очень совместимы, и вернул дочь домой, «бросив на культуру».

Однако вывезти девушку из Лондона легко, а вот вывести Лондон из девушки — сложнее. Девица ретиво берется за реновацию культурного пространства родного края, и Летаев рискует лишиться должности. Чтобы придумать проект, который позволит ему реабилитироваться, Виктор решает взять курс истории искусств у молодой преподавательницы Пермского института культуры Марины (Яна Гладких), которой тоже недавно досталось от Риты на питчинге. Самоуверенный чиновник и духовно богатая дева совершенно не понимают друг друга, но готовы сотрудничать ради будущих проектов. Которые теперь зависят от Риты.

Зачем смотреть

У Владимира Котта получилась лирическая комедия с элементами мягкой сатиры о провинциальных нравах. Чиновники, слишком настырно, но не слишком умно лезущие в культуру; благоустройство «как в Европе», с виду симпатичное, но не всегда качественно сделанное; запущенные подъезды старой советской застройки; местный литературный классик — спившийся поэт-шестидесятник в отличном камео Юрия Стоянова… И любовь между героями, такими разными на первый взгляд.

Кадр из фильма «Культурная комедия»
Кадр из фильма «Культурная комедия»

Выбрав местом действия реальный город, причем с очень мощной и раскрученной культурной историей (от третьего по значимости балетного театра в стране до громких проектов в области совриска), создатели картины поступили очень смело. С острой сатирой на местные нравы тут особо не разгуляешься, а внимательные зрители заметят и то, что в Перми на самом деле нет музея Чехова, а за пастернаковские места вместо Всеволодо-Вильвы выдается залив Камы в Полазне.

Обычно отечественные сатирики от Салтыкова-Щедрина до Шелепова, чей цикл рассказов о Внедорожской области давно просится на экран, выбирают вымышленный город — собирательный образ русской провинции. Но «Культурная комедия» и не претендует на реальный очерк о Перми (хотя сатира про музей современного искусства, слепленного Летаевым из мусора, получилась яркой, а шутка про ЛГБТ-пропаганду — самой удачной). Главное в ленте — романтическая история, напоминающая по сюжету фильм Авдотьи Смирновой «Два дня», сериал «Год культуры» и немножко — «Домашний арест».

Почему можно не смотреть

Актуальной идеи и узнаваемых типажей для удачной комедии маловато. Персонажи получились условными и поверхностными, а коллизии крайне надуманными. Чего стоит одно только чтение Летаевым рэпа на текст Пастернака в студенческой аудитории. Не сделано даже попытки показать, как в душе хозяйственника под влиянием любви просыпается интерес к искусству. Допустим, в строчках Пастернака «Никого не будет в доме, кроме сумерек…», которые так настойчиво ему предлагает анализировать Марина, герой мог бы увидеть поэзию о проблемах ЖКХ в зимний период.

Кадр из фильма «Культурная комедия»
Кадр из фильма «Культурная комедия»

Романтическая интрига совсем банальна и проста. А ведь напрашивается драматический треугольник, если бы Рита, увидев Виктора другими глазами после того, как он ее удивил совриском, влюбилась бы в него. Еще один мезальянс, но только теперь Летаев в позиции «бедного». И какие огромные возможности открывает его душе карьериста брак с дочкой губернатора! Что же он выберет? Любовь или карьеру? А тут еще и первая девушка, отвергнутая блондинка, не исчезает в никуда, а совершает неожиданный твист и возвращается в Пермь другим человеком, покорив столичное, например, телевидение...

В общем, возможностей сделать кино интересным и смешным был вагон. Но это ж мало придумать. Нужно поработать над сценарием и диалогами. Затрат больше. Вот и получается фильм — как тот бордюр в одной из лучших сцен картины. Обещали «лучше, чем в Москве», а сделали вместо бетона — песок.