«Трасса», Россия
В предрассветной тихой деревушке в Ставропольском крае 13-летняя девушка расстреливает всю семью, после чего пытается повеситься. Спасает ее прибежавший на выстрелы сосед (Александр Ильин-мл.). Расследующая дело Эльвира Бараева (Анна Михалкова) в тупике: тихая девочка, обычная семья, ни намека на мотив. А тут еще из Петербурга приезжает судья Светлана Незнамова (Карина Разумовская) и ставит на уши весь город: ее 18-летняя приемная дочь Кира (Елизавета Ищенко) сбежала в эти места и пропала. По мере развития событий между этими двумя делами и женщинами обнаруживается много общего.
Режиссер «Трассы» Душан Глигоров, ранее работавший над хитом «Хрустальный», снова снял запутанный провинциальный детектив. Но на этот раз страшные вещи происходят не в мрачном шахтерском городке, а в цветущих и благоустроенных Минеральных Водах. Впрочем, залитые солнцем кадры и головокружительные горные пейзажи — обманка. Червоточиной в идиллической картинке проступает густой туман, окутывающий персонажей и создающий гнетущую атмосферу.
Шокирующая завязка интригует и намекает на многоходовый триллер про тайны прошлого и двойные жизни, разделенные нескончаемой трассой. А классический сюжет про родителей, которые ничего не знают о своих детях, обещает острую социально-психологическую драму.
«Нелюди», Словения
В каждом эпизоде словенского тру-крайм сериала «Нелюди» разбирается история реального убийцы — от рождения до смерти или приговора. Например, первый эпизод посвящен одному из самых известных преступников в стране — Методу Тробецу, который в середине 1970-х убил пять женщин, а их тела сжег в домашней печи.
Художественная реконструкция событий, в которой повествование ведется от лица преступника, чередуется с монологами ведущего и архивными кадрами. Остальное экранное время занимают интервью с экспертами: мужчины и женщины в строгих костюмах говорят о природе насилия, о том, рождаются ли люди агрессивными, и что заставляет маньяков убивать. И все бы ничего, но беседу они ведут в пустой комнате с заклеенными полиэтиленом окнами, а на полу рядом с ними лежит обезглавленное тело. Труп, конечно, не настоящий, но есть что-то абсурдное в том, как серьезные люди через него перешагивают, жмут друг другу руки и всеми силами стараются в его сторону не смотреть.
Черный юмор, то и дело вклинивающийся в повествование, с одной стороны, выгодно выделяет «Нелюдей» среди схожих по тематике доков «Нетфликса», но, с другой, отвлекает от сути и превращает проект из глубокого исследования насилия в пародию на низкосортные телевизионные программы о серийных убийцах.
«Панчо Вилья. Северный кентавр», Мексика
Биография любой значимой исторической личности с течением времени мифологизируется, обрастает байками и анекдотами. В мировую историю Франциско «Панчо» Вилья вошел как один из лидеров крестьянских повстанцев и эффективный полководец в годы Мексиканской революции 1910−1917 годов. А в сознании людей он остался латиноамериканским Робином Гудом, героем легенд, песен и многочисленных фильмов.
Создатели сериала «Панчо Вилья. Северный кентавр» смешали реальные факты и фольклор в густой приторный вестерн с легким привкусом мексиканского мыла. Сделав глоток, зритель сходу погружается в гущу событий и галопом, глотая пыль, несется по разрозненным главам биографии Панчо Вильи. Рваное, фрагментарное повествование складывается в нестройный противоречивый портрет, который так и не дает четкого представления о том, каким человеком был главный символ Мексиканской революции.
«Прометей», Россия
19 мая 1998 года из Барнаула в Москву вылетел самолет. Вскоре он исчез с радаров, и последующие 24 года о нем никто ничего не слышал. 19 мая 2022 года в московской квартире раздается телефонный звонок: один из пассажиров пропавшего рейса радостно сообщает, что приземлился. Через некоторое время самолет обнаруживают в Алтайском крае — нетронутый временем и абсолютно пустой.
Некий очень влиятельный человек Владимир Шапошников (Филипп Янковский) поручает расследовать это загадочное дело бойкой журналистке Анне (Любовь Аксенова). Докапывается до правды она в компании остряка-айтишника Никиты (Александр Алябьев) и флегматичного физика Вадима (Дмитрий Чеботарев).
По словам создателей «Прометея», у них «было желание сделать то, чего в России еще не было». Конечно, «Остаться в живых» и схожий по сюжету «Манифест» — проекты американские. Но все остальное в российском кино мы уже видели: команду непрофессионалов, делающих за полицию работу, Любовь Аксенову в роли беспринципной журналистки, Филиппа Янковского в образе таинственного и всесильного то ли политика, то ли бизнесмена. Загадочная мистическая завязка «Прометея», определенно, цепляет, но до неприличия клишированные сцены и диалоги могут сделать дальнейший просмотр довольно мучительным.
«Визитеры», Исландия
У Эйден не хватает времени и решимости строить отношения: она изучает химию в университете, работает в магазине игрушек, а все ее общение с парнями сводится к «свайпу» анкет в приложении для знакомств. Адам, напротив, занят только тем, что напивается, борется с похмельем и кадрит девушек. У этих противоположностей не вышло бы ничего кроме одной совместной ночи, если бы не звездопад, из-за которого парень и девушка обменялись телами.
«Визитеры» — авторский проект молодого исландского кинематографиста Аусгейра Сигурдссона, который выступил здесь в качестве режиссера, сценариста, продюсера и исполнителя роли Адама. Он увлечен и амбициозен: упивается космическими северными пейзажами и одинаково убедительно отыгрывает девичьи эмоции и похмельные страдания. В то же время Сигурдссон слишком неторопливо развивает историю, которую сложно назвать оригинальной. Впрочем, благодаря одному сюжетному нюансу банальная комедия о разнице полов трансформируется в актуальную драму о невозможности быть собой и хоть как-то это изменить.
«Некошерные», Канада
30-летняя Вив переживает крах музыкальной карьеры и возвращается в родительский дом. Она еврейка, которая любит бекон, не верит в Бога и больше 15 лет обходит синагоги стороной. Совершенно неожиданно для себя она становится кантором, распевающим молитвы на службах и религиозных обрядах, и постепенно сближается с семьей.
Канадская комедия «Некошерные» демонстрирует, как органично вера может встроиться в эпоху «Тиктока» и вейпов. Инфантильная рокерша Вив бунтует против матери и борется с подростковыми травмами, но благодаря своему таланту и всепрощающему раввину пересматривает отношение к семье и становится иудейской поп-звездой.
Забавный и трогательный, сериал отдаленно напоминает «Дрянь» и «Удивительную миссис Мейзел», но к финалу больше походит на брошюру о важности сохранения традиционных ценностей, как бы невзначай оставленную на скамейке в синагоге.
«Львиная шкура», Иран
Отсидев 15 лет в тюрьме, Наим возвращается в город в надежде увидеть любимую дочь. Но Сахель уже не та улыбчивая пятилетняя девчушка, какой он ее помнит. Встреча, которую мужчина ждал полтора десятка лет, причиняет Наиму чудовищную боль, но его ждет еще более жестокий удар, когда Сахель похищают. Вместе с верным другом Резой герой бросается на поиски дочери.
Иранская драма «Львиная шкура» следует традициям средневосточных сериалов, так горячо любимых в нашей стране. Каждый эпизод — как изнурительная поездка на эмоциональном аттракционе, от мелодраматических подъемов до трагических провалов и обратно. Крупные планы, выразительная актерская игра, лирическая музыка и бесконечные разговоры эффективно работают на выбивание слезы у чувствительных зрителей, но вряд ли растрогают тех, для кого развитие истории и персонажей важнее многочасового выяснения отношений.