Павел, в прошлый раз мы с вами встречались 15 лет назад, когда в прокат выходила комедия «Гитлер капут!» — ваша первая совместная работа с Марюсом Вайсбергом. В связи с этим начну с вопроса, который обычно задают в конце интервью: с чем бы вы сравнили свой творческий путь, который прошли за эти годы?
Прежде всего, это точно путь. И в какой-то момент я понял, что это марафонская дистанция, это не будет коротко, и надо готовиться играть вдолгую.
Большинство ваших проектов — комедийные. Но ведь вы очень органичны и в драме, мы видели это в картине «Подельники», за работу в которой вы получили приз «Кинотавра». Почему же серьезных ролей в вашей фильмографии гораздо меньше?
Мало предлагают. Не знаю, не доверяют. Я комедии очень люблю, они всегда будут со мной, но я чувствую в себе больше сил и возможностей, гораздо больше.
Год назад в одном из интервью вы говорили, что хотите играть негодяев. Где же они?
Действительно, у меня где-то два года было яркое желание играть негодяев, это был мой запрос. Сейчас вы спросили, а я понял, что уже не отзывается так сильно. Возможно, это связано с моим новым фильмом «Конец Славы». Я сильно одухотворен.
А если не негодяев, то кого?
Людей сложных, разных. И чем сложнее, тем интереснее. Но, конечно, все равно хочется играть тех людей, которые к свету тянутся. Хотя… Не факт.
В сериале «Как Деревянко Ломоносова играл» телеканала СТС ваш персонаж готовится к роли Михаила Васильевича и отправляется в родные места знаменитого ученого, чтобы «погрузиться» в образ. А как вы готовились к роли актера, который готовится сыграть Ломоносова?
Подготовка как таковая должна состоять из понимания, что тебе нужно делать. Я там играю артиста Деревянко, но, понятно, что играть себя как-то странно. Ну как ты будешь сам себя играть, я не совсем это понимаю. Вряд ли у меня получится это сделать хорошо, интересно. Так что я придумал немножко пародийный образ актера, некий шарж. Я подумал, от кого я могу взять несколько выразительных деталей поведения, и у одного моего товарища, артиста и певца, кое-что подсмотрел и делал такого «актера актерыча», «артиста артистыча».
А что от вас в этом «актере актерыче» есть?
Ну, как минимум то, что моего персонажа зовут Павел Деревянко, и он актер. Я не знаю, как в итоге это получилось, надо посмотреть. Мне интересно самому, сколько там от меня, и буду ли я похож на настоящего Деревянко. Я жду этот проект.
Я посмотрела первые серии, и почему-то мне кажется, что Павел Деревянко из сериала совсем на вас не похож.
А, ну и отлично! Я и не хочу, чтобы меня было много, потому что я весь такой неуловимый. (Смеется.) Мне трудно самого себя сыграть. Я правда не знаю, как это.
Павел Деревянко дома, с семьей, в тапочках и Павел Деревянко на съемочной площадке, на ковровой дорожке отличаются друг от друга?
Нет. А чем им отличаться? С фига ли? Я не приемлю образов в жизни, не перевариваю. Мне кажется, это такая, простите, глупость, которая мешает тебе жить, развиваться, быть адекватным. Мне только в работе интересны эти образы. Ну, и как психологический аспект.
Вам знакома эта ситуация, которую переживает ваш герой в сериале «Как Деревянко Ломоносова играл», — творческий кризис, выгорание, поездка куда-то в глушь ради погружения?
Знаете, я никогда это не формулировал как выгорание. Бывают периоды, конечно, когда мне сложно — мне как человеку. Но работа меня всегда спасает, помогает. Выгорания у меня никогда не было, я очень люблю свою профессию.
Часть съемок сериала проходила в Архангельске и в Холмогорах — в родных местах Ломоносова. Удалось насладиться пейзажами, побывать в музее?
В Холмогорах мы снимали совсем немного, буквально два дня. Даже не искупались в реке. Снимали в деревне, один раз выехали в город. Не успел я насладиться красотами. На площади города снимали сцену, где моему герою дарят коня, как мой герой поет гимн Архангельска в буденовке, это было очень весело. Я вам скажу, написан этот сценарий талантливо и по-настоящему смешно.
В сериале артиста Павла Деревянко, прямо скажем, ругают, критикуют. А в жизни критика и хейт как на вас сказываются?
Я чувствителен. Конечно, всегда хочется получать какую-то конструктивную критику, а для этого нужно хорошо разбираться в кино. Так что, в основном, это чистый хейт, много злых людей в соцсетях. Но хороших еще больше.
Читаете комментарии в соцсетях?
Читаю, но уже на них не реагирую. Я понимаю, что бессмысленно к этому подключаться. Мнение — как жопа: у каждого своя.
А что может вас обидеть?
Поставить в тупик, наверное, что-то может, но обидеть вряд ли, я все понимаю, все чувствую.
Банька, рыбалка, морошка, за которыми ваш герой в сериале едет в Холмогоры, — это ваше, или вы совершенно городской человек?
Об этом только фантазируешь, говоришь: вот пойдем сходим. Но, по-моему, года четыре назад была последняя рыбалка, а до этого еще лет пять, наверное, не было. Как-то так примерно. Но все это очень мило, и, если когда-нибудь я вдруг окажусь где-нибудь в избушке вдали, я пойду собирать морошку, упаду в болото и утону там. (Смеется.)
Вы играли Нестора Махно (дважды), Александра Сергеевича Пушкина, Алексея Ганина, Василия Сталина, Петра III, Наполеона и теперь Ломоносова. Есть ли еще реальные исторические личности, которых хотелось бы сыграть?
Я всегда мечтал сыграть Пушкина, но не так по касательной, как это было в моей биографии, а по-настоящему окунуться. Но так и не пришел ко мне Александр Сергеич, а мне уже под сорок девять с половиной лет… (Смеется.)
Больше 20 лет назад я увидела вас в спектакле Драматического театра Станиславского «Мастер и Маргарита» в постановке Сергея Алдонина, где вы играли Бегемота. Позже вы озвучили кота в фильме «Домовой». И что происходит сейчас? Вы снова кот (в сериале «Котострофа»). Но не тот! Вы хотя бы пробовались на роль Бегемота в новых «Мастера и Маргариту»?
Я на кого-то пробовался, но уже не помню, на кого. По-моему, на кота. Или не на кота… Не помню…
Главную роль в «Мастере и Маргарите» играет ваш давний приятель Евгений Цыганов. Мне запомнилось, что во время нашего первого интервью он вам позвонил, и вы взяли трубку со словами: «Жекил, друг мой». Вы до сих пор так его называете?
Да, Жекил, конечно. Мы последние лет 10 редко виделись, а сейчас мы наконец-таки играем вместе в одном проекте, называется он «Первый номер». Женя играет главную роль и очень классно это делает, а я играю его друга, продюсера. И да, мы хоть чаще стали видеться. Женька очень хороший актер. Я надеюсь, что у нас будет что-нибудь еще совместное, очень хочу с ним еще поработать.
О каких своих будущих проектах вы можете рассказать?
«Беспринципные» будут, четвертый сезон. Для моей арки, для моего персонажа этот сезон интереснее, нежели прошлые, смешнее.
А что из последнего, что вы посмотрели, запомнилось больше всего?
Сериал «Наследники». Крутейший!
А как же «Слово пацана»?
К черту «Наследников»! «Слово пацана»! Просто! Я был очень сильно впечатлен и обрадован. Жора Крыжовников мегакрут.
Если будет второй сезон, и вам предложат в нем роль, — согласитесь? Или будете наблюдать со стороны, как зритель?
Посмотрим. Со стороны всегда интересно смотреть, что делает Жора, и я надеюсь, что придет момент сотворить вместе какую-нибудь нетленку.