Семейные ценности и рестлинг: зачем смотреть новую драму с Заком Эфроном

В российский прокат вышла «Стальная хватка» — семейная сага о культовых рестлерах с блестящими актерскими работами. Чем это приятное ностальгическое кино может разозлить киноакадемиков «Оскара», читайте в нашей рецензии
Авторы и эксперты
Редактор Кино Mail, кинообозреватель

О чем фильм «Стальная хватка»

Легендарный мир американского рестлинга 1980-х — мегабрутальное шоу, имитирующее бои без правил, но откровенно постановочного, театрализованного характера. Тем не менее, от борцов требуется не только несколько потешный кейфеб, но и хорошая физическая форма и сила. Да и вполне реальных травм от всех этих бросков и ударов никто не отменял.

Рестлер Джек Адкиссон, взявший себе псевдоним Фриц фон Эрих, с 50-х колесит по стране в трейлере, чтобы заработать деньги для растущей семьи. Но настоящий успех приходит к нему, когда вырастают сыновья, также занявшиеся борьбой. Однако семейное счастье омрачает проклятие, преследующее фамилию фон Эрих.

Зачем смотреть

«Стальная хватка» — биографическая драма и семейная сага, воспевающая традиционные семейные ценности в классическом техасском WASP-варианте. Картина, конечно, содержит некоторую критику патриархальности в образе излишне авторитарного отца-основателя спортивного клана, проповедующего культ мужественности, силы и успеха. Но сделано это аккуратно и ненавязчиво, так что не вызывает у зрителя отторжения. А нью-йоркским критикам приходится буквально натягивать сову на глобус, чтобы доказать антипатриархальность картины. Да и в финале традиционные семейные ценности торжествуют даже слишком откровенно.

Кадр из фильма «Стальная хватка»
Кадр из фильма «Стальная хватка»

Но главное — это великолепно снятое кинополотно, два часа просмотра которого пролетают незаметно, с глубокими актерскими работами (в роли сыновей фон Эриха — Зак Эфрон, Харрис Дикинсон из «Треугольника печали» и звезда «Медведя» Джереми Аллен Уайт). В картине немало счастливых и печальных сцен, пищи для размышлений о семейных отношениях, настоящем — буквальном — братстве. И это очень приятное ностальгическое зрелище о времени расцвета американской цивилизации второй половины ХХ века.

Почему можно не смотреть

Фанатам премии «Оскар» картину смело можно пропустить — по современным правилам американской киноакадемии она вряд ли будет на что-то претендовать. И если критику патриархальности там найти еще получается, то полное отсутствие каких-либо меньшинств выглядит даже нарочитым. Лента переполнена положительными брутальными белыми цисгендерными мужчинами, которые заняты профессиональным насилием — хотя и в виде безобидного шоу-спорта.

Если в чем и можно упрекнуть авторов фильма, то в некотором оправдании суицида как избавления от проблем. И в лакировке образов героев, в жизни не бывших такими уж лапочками.

Любители рестлинга также могут быть разочарованы — в картине больше места уделено психологии, чем спорту. Между тем, компания Фрица фон Эриха сделала революцию в телевизионной съемке и работе телеоператоров, а этому уделена лишь брошенная вскользь фраза. И таких упущений в картине множество — реальная история семьи была куда увлекательнее. И, увы, печальнее. Так как в проблемах был виноват вовсе не патриархат, а наркотики.