В новом сериале «90-е. Весело и громко», который недавно стартовал на канале СТС и онлайн-сервисе Videomore, ваш герой только что вернулся из армии и по воле случая сначала попадает на работу в ресторан, а затем — в музыкальную группу в качестве ударника. А чем вы сами занимались в то время, когда разворачивается действие в сериале?
Роман Курцын: Перестройка пришлась на мою юность. Это время первых ярких эмоций, первой любви. Я взрослел, и мне было совсем не важно, что происходит в стране. Также это время больших возможностей, время неожиданной свободы, когда в стране стали появляться вещи, которых никогда у нас не было, а с ними надежда на светлое будущее. «Санта-Барбара», игровая приставка «Денди», жвачка Turbo, Coca-Cola — это все было будто с другой планеты. И наш сериал расскажет о романтике девяностых, мы покажем только положительные стороны того времени. Это, знаете, как перелистывать альбом со старыми фотографиями: открываешь страничку и вспоминаешь только радостные моменты, связанные со снимком.
Роман, ваша визитная карточка — это ваша шикарная физическая форма.
— (Нервный смех) Нет!
Вы устали от этого амплуа?
— Не в амплуа дело… Просто я не понимаю, почему все на это обращают внимание. Когда я появился в российском кинематографе, для людей было нормально, что на теле- и на больших экранах героя играет толстый мужчина, которому сложно бегать, и он играет супергероя. А когда появился я, все такие: «Ой блин, какой накачанный чувак! А почему… А это вообще законно?» Но это нормально, актер должен так выглядеть. Посмотрите, в Голливуде все подтянутые, там в 50 лет они выглядят на 30, они считают, что не имеют права выглядеть по-другому. Если ты герой, ты должен выглядеть как герой. А для нашего зрителя это резало глаз. А в принципе не должно резать — так должны выглядеть все. И вообще не странно, что мужчина хочет быть сильным, ходит в тренажерный зал, занимается восточными единоборствами. Странно другое... (Смеется) Не буду перечислять — уверен, ваши читатели и так знают, что странно для мужчины.
Мне кажется, мужчина должен быть сильным. И мне странно, что все так реагируют: «Ой, вы что, в зал ходите?!» Да, хожу, мужик должен ходить в зал и иметь, как минимум, сильные руки!
Очень много выходит проектов с вами, вы невероятно востребованы. По каким критериям вы отбираете роли?
— Сейчас у меня много предложений, это правда. Я стараюсь брать то, что я еще не играл, ну то есть разноплановые истории: от романтика-психолога в «Семи ужинах» до бандита-отморозка в «Желтом глазе тигра». Выбираю то, что мне интересно, что я еще не делал. И это вообще актерское счастье — выбирать, я вам так признаюсь. А я бы хотел сыграть… Ну вот для меня, допустим, актерским подарком был бы такой проект, как голливудский «Сплит».
То есть вам хотелось бы даже в рамках одного проекта сыграть разных героев.
— Да! И чтобы они взаимодействовали в кадре друг с другом, это было бы невероятно круто.
А у кого из голливудских режиссеров вы хотели бы сняться? У М. Найта Шьямалана?
Уверен, что не отказался бы от любого предложения. Да и не важно, у кого, важно — там. Их полно.
Вообще на Голливуд равняются, это то, куда тянутся. Идеал кинематографической жизни, идеал производства. Они, конечно, делают это все на другом уровне, и нам надо туда стремиться. И зайти к Скорсезе, к Гаю Ричи с его «Карты, деньги, два ствола»… Мне кажется, если бы я был в Голливуде, это тот жанр, в котором бы меня снимали, — трешовые комедии с экшеном.
А с кем из российских режиссеров хотели бы поработать?
— Ну сегодня вот мы говорили про Алексея Балабанова... У него были герои, которые близки мне, такие, настоящие. Про «Брата» мы разговаривали. Это герой нашего времени, которого сейчас не хватает, которого все режиссеры сегодня пытаются искать. Балабанов его нашел в свое время, но, к сожалению, нет возможности уже попасть к нему.
Ну вот таких режиссеров и таких героев я бы выбирал. Героев не с холодным носом, реальных, живых людей, которые не могут пройти мимо и которые за честное слово, которые с принципами глобальными и которые готовы отдать свою жизнь ради другого человека, не задумываясь, потому что так нужно. За близких, за Родину… Мало патриотических фильмов. А «Брат 2» — это, безусловно, патриотическое кино. И мне нравится, что наши сейчас начинают снимать патриотические фильмы, это очень классно, потому что мы должны любить свою Родину.
Мы должны любить российский кинематограф, как мы делали это раньше. Почему-то в советское время это было не зазорно — снимать патриотическое кино, и все шли. А сейчас — «Ну, это патриотическая шляпа». Блин, это патриотическое кино, которое заставляет тебя любить землю, на которой ты вырос, родителей своих, детей… Учит тебя каким-то ценностям в жизни. Ты должен как минимум знать, что значит триколор, а у нас молодежь даже этого не знает!
Есть ли у вас конкуренты среди российских актеров?
— Конечно, они все конкуренты! (Смеется)
Вам много пришлось соперничать за роли, особенно в начале карьеры.
— Когда ты не медийный человек, неизвестный, каким бы актерским нутром ты ни обладал, попасть на главную роль намного сложнее, чем когда ты известный артист.
А сейчас, у медийного Романа Курцына, — кто конкуренты?
Да нет у меня конкурентов! (Смеется) Надеюсь, еще пару лет, и круче меня никого не будет.
А кумиры у вас есть?
— Нет! «Не создавай себе кумира» — слышали такое? Ты должен нести что-то свое… Из того, что мне нравится, я восхищаюсь актерским нутром — это Марлон Брандо. И я его очень люблю, потому что он — такое животное в кадре, с какими-то собачьими повадками, с этим взглядом, этой харизмой мужской, чего, к сожалению, в нашем российском кинематографе очень не хватает. Все хотят быть сладкими, красивыми.
А вы каким хотите быть, к чему стремитесь?
— Я стремлюсь к тому, чтобы быть лучшим в том, что я делаю. Не бывает второго места, ты должен номер один быть. Надо постоянно доказывать, доказывать — себе, прежде всего.
Вам это удается? Вы достигли своего пика?
— Нет, пик будет, когда я получу «Оскар».
И это будет ваш максимум?
— Нет, это будет означать, что меня признал весь мир. И дальше откроется новый горизонт. То есть это то, к чему я в данный момент иду. Всегда же надо мечтать о нереальных вещах.
А сколько времени вы себе на это закладываете? Когда вас ждать с «Оскаром»?
— Ну, планировал к 35... Но времени осталось мало... (Смеется) У меня главная преграда — это язык. Не знаю, зачем-то господь бог мне ставит этот барьер. Я могу овладеть любыми навыками — играть на фортепиано, на гитаре, на барабанах, крутить сальто, гореть, прыгать, стать гением математики, прочитать миллион книг... Но с английским у меня просто беда. И я убежден, все так складывается потому, что я должен еще что-то сделать в этой стране. Я очень люблю эту страну, это моя родина, и я люблю русский народ, и нашу нацию, и нашу культуру…
И наше кино?
— И наше кино, безусловно! Я очень люблю наше кино, потому что я в нем работаю. Всегда, в каждой картине можно найти минусы. Но я никогда не критикую. Потому что я знаю, сколько людей работало на площадке и вложило в это дело душу. И большинство из них работало честно.
Какой последний российский фильм посмотрели?
— Из американских посмотрел «Алиту» и «Зеленую книгу», оба классные. А из российского — летел в самолете и посмотрел «Скиф», «Последний богатырь» и «Тренер». Мне нравится, что происходит в российском кинематографе сейчас.
А что будет с российским кинематографом? Куда мы идем?
Мы будем лучшие, как это было когда-то. Надо еще поработать над собой, но мы растем! Мы уже можем в прокате соревноваться с Западом, и это очень классно! Ну то есть мы выходим на этот уровень. Всегда на советских фильмах учился весь кинематограф мира, особенно до войны. Братья Шенки, которые основали Голливуд, — они из Рыбинска! Это моя земля, где я вырос. Ну то есть Ярославль, Рыбинск, Кострома — это все одна губерния.
И Голливуд где-то там недалеко!
— Да! (Смеется)
Роман Курцын через 10 лет — это…
— Хороший артист, как и сейчас.
Только еще лучше. Вы ведь постоянно совершенствуетесь?
— Да, безусловно!
От проекта к проекту вы наращиваете свой арсенал навыков, от каскадерских трюков до, например, игры на ударных, как для сериала «90-е. Весело и громко». А какой проект в наибольшей степени повлиял на развитие вашего актерского мастерства?
— Да они все разные. Из моих проектов можно, мне кажется, нарезать трансформацию. Ведь что самое главное для актера, — когда у тебя в кадре остается только цвет глаз одинаковый. А все остальное: выражение лица, внутреннее состояние — они везде разные. И вот это круто. Я когда смотрю, анализирую проекты, в которых я работал, анализирую героев, которые были, думаю: «Правильным путем иду, все нормально».
Беседовала Марина Куприянова