Фильм «Маленькая Вера» стал для всей страны синонимом свободы, раскрепощения и разрушения границ. А для актрисы Натальи Негоды, которая до этого играла белочек в московском ТЮЗе, — настоящим актерским шансом в жизни. Премия «Ника», призы на кинофестивалях в Монреале, Чикаго, Венеции — пока слава «Маленькой Веры» гремела по всему миру, Наталья Негода замерла в ожидании.
В роли Веры мне пришлось выплеснуть все накопленное небольшим жизненным и актерским багажом. Несколько лет чувствовала себя опустошенной, казалось — достигла потолка. Накатывала внутренняя истерика: смогу ли еще что-то?
В итоге незадолго до окончательного распада СССР актриса покинула страну и отправилась в США вслед за мужем — на чужбине снималась совсем немного (например, в сериале «Закон и порядок»), а в 2007-м все же вернулась на родину. Кино Наталья практически оставила, исключением за все эти годы стала пронзительная драма Алексея Мизгирева «Бубен, барабан», где актрисе досталась роль библиотекарши из маленького городка. С долгожданной, сложной и интересной задачей она справилась на ура — премии «Золотой орел» и «Белый слон» за лучшую женскую роль стали тому подтверждением.
Интересно, что звездным часом Елены Сафоновой стала несостоявшаяся роль Натальи Андрейченко — именно ее режиссер Игорь Масленников видел в главной роли в «Зимней вишне». Занятость на съемках (а по другой версии — захватывающий роман с Шеллом) помешала Андрейченко приступить к работе. Так что на роль Ольги в срочном порядке утвердили вторую кандидатуру — Елену Сафонову. По словам Масленникова, с ее появлением фильм стал более лиричным. Тогда актрисе удалось правдиво рассказать об одиночестве и поисках любви в большом городе.
Истории героинь Сафоновой были понятны и интересны российским женщинам: новая Золушка из «Принцессы на бобах», Нина из «Такси-блюз», бывшая жена президента («Президент и его женщина») и многие другие. В 1992 году на съемках фильма «Аккомпаниаторша» Сафонова познакомилась с французским актером Самюэлем Лабартом и вскоре вышла за него замуж, но спустя несколько лет вернулась в Россию, оставив бывшему мужу маленького сына, как того потребовал закон. Сейчас Елена Сафонова снимается нечасто, в основном в сериалах («Дневник доктора Зайцевой», «Королева бандитов»). Летом 2016 года планируется начало съемок четвертой, заключительной части «Зимней вишни» с участием актрисы.
Одним из первых талант Натальи Андрейченко разглядел режиссер Андрей Кончаловский. Именно он в 1979 году снял недавнюю на тот момент выпускницу ВГИКа в своей «Сибириаде», подарив ей пропуск не только в большое кино, но и на красную дорожку Канн. Потом был «Военно-полевой роман» и «Мэри Поппинс, до свидания!» — какой ребенок в нашей стране не мечтал о такой няне, как опрятная волшебница с зонтиком в исполнении Андрейченко. В 1986 году актриса вышла замуж за американского режиссера Максимилиана Шелла и надолго пропала за океаном. Там советская красавица не стала суперзвездой, о чем, впрочем, она вовсе не жалеет.
Я испугалась, решив не рваться в тот рынок, остаться европейской актрисой.
В последние годы она живет на несколько стран и вообще не снимается в кино, а занимается благотворительностью и эзотерическими практиками.
Свои лучшие и знаковые роли Татьяна Друбич исполнила в фильмах режиссера и по совместительству своего бывшего супруга Сергея Соловьева: «Сто дней после детства», «Асса», «Спасатель», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и других. В 2009 году она получила приз Гильдии актеров кино России за роль в соловьевской же «Анне Карениной», а в 2013 году — «Нику» за роль второго плана в драме Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты».
Какая она актриса? Хорошая, средняя или, может быть, она вообще не актриса? Все эти определения имеют к ней отношение, и все совсем ничего не определяют. Таня, на мой взгляд, актриса того высшего артистического свойства, которое не нуждается в тех или иных доказательствах своей артистической самобытности и самостоятельности.
Сама Друбич никогда не хотела быть актрисой: снявшись в своих первых двух фильмах, она окончила медицинский и пошла работать в районную поликлинику. Впоследствии став не только практикующим врачом, но и кинозвездой, Друбич признавалась, что именно медицинское образование помогло ей в актерской работе — а именно в понимании человека и мотивов его действий. «Главное, оно дает иное — полноценное — восприятие жизни», — говорит Друбич.
Елена Яковлева всегда ставила актерскую карьеру превыше всего остального. Работая после окончания школы на харьковском радиозаводе, она накопила деньги на поездку в столицу.
После школы я два года пыталась заставить себя жить как все. Работала комплектовщицей на радиозаводе, техником-картографом, библиотекарем, готовилась на бухгалтера в институт общепита... А потом вдруг поняла, что больше не могу. Нужно ехать в Москву и поступать в ГИТИС…
Сказано — сделано: Елена стала студенткой ГИТИСа с первой же попытки, а после окончания учебы в 1984 году была принята в театр «Современник», где прослужила без малого 30 лет. Лишь в 2011 году Яковлева покинула сцену одного из лучших московских театров, объяснив свой уход отсутствием новых интересных ролей. В кино же дебютом артистки стал фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом» 1983 года. Но настоящая популярность пришла через несколько лет — после премьеры в 1989 году картины Петра Тодоровского «Интердевочка», в которой Яковлева сыграла валютную проститутку Таню Зайцеву.
По словам актрисы, прочитав сценарий, она не сомневалась ни секунды. «Мне было достаточно, что на титульной странице стояло: Петр Ефимович Тодоровский. Я знала и любила его фильмы и изначально понимала, что ничего пошлого и гадкого этот человек не снимет», — говорила она. На своем примере Яковлева показала, как можно долгие годы успешно совмещать работу в театре, съемки в кино и на телевидении. Так, в одно время она успевала играть на сцене, сниматься в популярном сериале «Каменская» и вести не менее популярное телешоу «Чего хочет женщина». Среди последних на сегодня работ актрисы — роли в фильмах «Самый лучший день», «Страна чудес» и «Экипаж» и сериалах «Любопытная Варвара», «Вангелия».
Актриса Анастасия Немоляева, племянница знаменитой Светланы Немоляевой, в одночасье прославилась после выхода на экраны фильма Карена Шахназарова «Курьер», впоследствии приобретшего статус культового, а затем появилась в еще одном знаковом фильме тех времен — «Интердевочке». Увы, на этом ее стремительная карьера в кино оборвалась: сначала Анастасия посвятила себя театру, а затем и вовсе оставила актерство ради другого творческого занятия — росписи мебели. По словам Немоляевой, переход из одной сферы в другую был естественным и постепенным. Еще работая в труппе Сергея Женовача в Театре на Малой Бронной, она мастерила красивые вещи просто удовольствия ради. Но после ухода режиссера и распада сложившегося коллектива Анастасия решила заняться росписью мебели профессионально.
Долгое время во мне видели актрису, которая расписывает мебель, "порисовывает".
Но и на этом поприще Анастасия достигла больших успехов — сегодня ее работы находятся не только в Российском музее наивного искусства, но и в частных собраниях по всему миру. А постепенно увлечение переросло и в полноценный бизнес: теперь у Анастасии и ее мужа, режиссера Вениамина Скальника, собственная студия мебельного дизайна.
Головокружительной и внезапной популярности Александры Яковлевой в 1979 году удивлялись многие — как никому не известная студентка получила роль в «Экипаже» самого Александра Митты? Масла в огонь подлила и знаменитая постельная сцена с Леонидом Филатовым — после выхода фильма на юную блондинку посыпались обвинения в аморальности.
Но как я могла отказаться? Впервые снимаюсь в кино, и сразу — в главной роли. Это же невероятная удача, где уж тут капризничать!
После «Экипажа» актриса снялась еще в двух десятках картин, среди которых «Чародеи» и «Человек с бульвара Капуцинов». Но затем она неожиданно для всех ушла из профессии и уехала в родной Калининград, где занялась политикой. В одном из недавних интервью, отвечая на вопрос о смене курса, Яковлева ответила:
Просто грянула перестройка. В один день у меня закрылись сразу три картины. Прекрасно помню, как я иду по павильону в роскошном платье, с прической невероятной красоты, готовлюсь к роли, и вдруг директор кричит: "Стоп! Кина не будет! Деньги кончились!"
В разные годы она работала в РЖД и аэропорту Пулково, претендовала на пост мэра Калининграда, а совсем недавно совершила еще один крутой вираж — объявила о возобновлении актерской карьеры и вновь сыграла Тамару в новом «Экипаже» Николая Лебедева.
«Актриса — профессия зависимая. Выберут — не выберут. Позовут — не позовут», — считает Вера Глаголева. В свое время она была одной из самых востребованных отечественных актрис, хотя на съемочную площадку попала случайно. В 1974 году ее увидел на «Мосфильме» ассистент, работавший на съемках картины «На край света…». Режиссер Родион Нахапетов был очарован естественной игрой юной Веры и предложил сначала главную роль в фильме, а затем руку и сердце.
Всего Вера Глаголева сыграла более чем в 50 фильмах, в числе которых зрительские хиты «Выйти замуж за капитана», «Сошедшие с небес», «Бедная Саша» и многие другие. В 1990 году Глаголева сняла свой первый фильм в качестве режиссера — драма «Сломанный свет» о безработных актерах так и не вышла в широкий прокат, но Глаголева продолжила осваивать новую для себя профессию. В 2015 году на экраны вышел ее фильм «Две женщины», снятый по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне», с Рэйфом Файнсом в главной роли.