Новый сериал «Анна Каренина» не только не разочаровал меня, наоборот,я готова снять шляпу перед Соловьёвым за глубокое проникновение в эпоху и превосходный художественный вкус. Первое, за что спасибо автору,-лица актёров не скульптурированные современной косметикой, возможности которой безграничны,а большей частью являют естество, от этого сразу доверяешь тому, о чем говорится. Интерьеры,в которых происходят действия, бесподобны по красоте и несут богатую информативную функцию. Подбор актёров полностью оправдал мои ожидания. Ведь если вникнешь в ткань произведения, то обнаружишь соответствие каждому. Еще хочется, чтобы сериал обрёл внимательного зрителя, чтобы он оценил все детали и символы, которыми насыщена картина. Эпоха- это главная составляющая всего действия: всё по тексту «когда всё переворотилось...»,а это во всём: от общественного уклада до семейных проблем, до чувств героев.А каждый из них пытается осознать своё место, оценить свои возможности.
Эпоха надвинулась на героев мощным паровозом.И появление Анны предворяется разгорающимся пламенем в топке. Если уж быть пристрастным до конца, то Анна и есть тот самый паровоз, который вламывается в действие и разрушает всё подряд. Да, случилась любовь, но, по словам Левина, всё складывается и воспитывается в поколениях:и отношение к службе, и культура,и чувства. Да, Левин несовременен,и староват-то,и бородат, и на фоне других простоват, но он не лжёт ни себе, ни другим. Богат, родовит, сознаёт, что он достоин высоких чувств и готов одарить таковыми свою женщину. По контрасту Вронский — блестящ и в такой же степени нагл. Мать его созналась, что сама ему в воспитании не додала,а просто-напросто занималась собой, поэтому отдала его воспитание на откуп пажескому корпусу. Он, недолюбленный в детстве, способен ли на высокие чувства?Кто его окружает?Какие-то недалёкие приятели, сплетничающие о чём-то пошлом, женщины, сомнительного поведения. Анна, разрушив, законы сложившиеся в обществе(ведь Вронский появился в доме Щербацких на правах жениха), оказалась мало чем отличающейся от его кокоток, по крайней мере для него. Чего стоит его голый зад в месте, где можно было бы ожидать эротическую сцену. Обнаженная, беззащитная Анна и он, так и просится сравнение с жеребцом.И это справедливо, ведь дальше идёт сцена скачек, где он пользуется верностью своей Фру-Фру, наслаждается своим превосходством, но загнал её, погубил и сам при этом вывалялся в грязной луже.И это звучит как пророчество.
Первая серия названа «Метель», метель и в природе,и в душе героини, да и других персонажей. Анна не вдруг становится монстром, но это в её сознании уже подготовлено. Вспомним, едет-то она в Москву, чтобы примирить своего духовно опустившегося братца Стиву Облонского с женой после очередной семейной неурядицы, а таковые стали уже чуть ли не нормой. Какие аргументы она приводит, чтобы загладить вину Степана Аркадьича?Она говорит, что не стоит ставить равенства между верностью жене и приключениями на стороне, это другое, все так делают. Ой ли! Левин в разговоре со Стивой опровергает это, он сравнивает измену с воровством.А Анна горячо вступается за брата перед Долли и подводит уже свою, сложившуюся в ее сознании философскую базу. Но заметим, по ней самой еще не успела проехаться неверность и измена.В вагоне со своей попутчицей, матерью Вронского, она получает дополнительные угольки на огонь своей души.В сериале она нечасто открыто смотрит с экрана, то под вуалью, то вполоборота. Чаще мы видим ее точёную фигурку сзади, когда она, любуясь собой, удаляется.И это тоже символично. Она считает возможным постоянно показывать всем, мягко говоря, спину.
Каренин, каким мы видим его в сериале, человек высоко образованный, посвятил свою жизнь государственной службе. Его Анна просто растоптала своим поведением. Он в отчаянии сознаётся, что уничтожен. Он верил в семью, как в оплот стабильности,-и в один момент всё рушится. Наглость Анны не знает пределов: только что пообещав мужу не принимать в доме своего любовника, она тут же поступает наооборот, да еще цинично убеждает Вронского, что муж ее — машина, не способная чувствовать,и это, спустя несколько мгновений после того, как она стала свидетельницей его полуобморочного состояния! Она нетерпеливо обнажается перед любовником. Ну, и кто здесь бесчувственная машина?Каренин любит сына, и ему небезразлично, как будут сформированы его представления о жизни, труде (труд не ради наград!Тут же вспоминается, как Анна небрежно играет медалями на парадном мундире мужа, находясь в его объятиях). Долли, пытаясь взять на себя миссию примирительницы(как Анна для нее), перед Карениным смотрится нелепо и жалко,-он со своим пониманием чести просто не принимает ее в серьёз, ее, всю жизнь мотающую сопли на кулак и считающую это нормой.А Каренину просто не хочется верить, что это всё произошло с ним, хотя примеров из числа сослуживцев, тоже достойных людей, много.
Анна, продолжая разыгрывать страдания, снова как паровоз врывается в жизнь героев, когда всё более или менее устаканилось.В этом плане показательна сцена венчанияЛевина и Кити, когда герои переживают самое сокровенное, именно в этот момент получают записку от Анны.А как же!Тут опять вспоминаются слова Левина о том, что медведя(сильного и могучего) убить может даже ребёнок,т.е. несравнимо слабый. Каренин мчится к Анне, воспринимая ее страдания, как свои. Она даже перед лицом смерти продолжает издеваться: подайте друг другу руки и простите!Да еще добавляет, что мужчин у ее постели обоих зовут Алексеями, ставя знак равенства между ними. Выздоровела -и опять за своё, не давая покоя никому.А ведь рядом с ней люди!Один даже попробовал свести счёты с жизнью. Ей таки удаётя Вронского подмять полностью: оставил службу, посвятил всё ей. Сцена в гондоле: жизнь героев в стоячей воде, на Анне маска, Вронский подавлен,-и вдруг прозревает,-снимает с Анны маску, осознает себя. Дальше для него возрождаются запахи и звуки. Встретил своего сослуживца, продолжающего военную карьеру, сам же подавлен: кроме главенствующей над всем Анны нет ничего. Жизнь без смысла. Анна на картине,-ведь это он сам ее создал, так же и в жизни.А он потерян,и сознаёт это.
Анна же продолжает культивировать свой эгоизм. Вспомним, как после долгого отсутствия она появляется в доме мужа, чтобы повидаться с сыном в день его рождения. Даже не кивнув Каренину, она идет мимо. Свидание с сыном.О чем она спрашивает его?Любит ли он ЕЁ. Опять она только о своей персоне! Пара поцелуев сыну за весь сериал — вот и всё воспитание, для нее главнее она сама в этих отношениях!Другой семейный очаг-это Левин и Кити. Они и впрямь у огня вместе варят варенье. Кити пробует и говорит, что раньше думала, что самое вкусное-это пенки,а взрослые так не считали. Вот, чтобы понять истину, суть семейной жизни, надо стать единым целым, «поварить» что-то совместно, получить настоящий продукт, тогда и откроется способность отличать пенки от варенья! И Кити сознаёт теперь свою зрелость. Анна же начинает понимать, что попадает в вакуум, от нее отвернулся свет,а Вронский начал отдаляться(встречается с друзьями,в театре видится с матерью, которая наверстывает свои воспитательные моменты: красиво волочиться,-это одно,а стать посмешищем в свете-другое!)Анна и в театре проявляет себя, как особа, не допускающая мнений, отличных от нее(скандал в театре, громко или нет поёт актриса).В этой же серии узнаём, что Анна становится морфинисткой, обвиняя в своих проблемах, кого угодно, но не себя. Так что можно сделать вывод, что поезд, тот роковой, уже стоит, готовый к отправке!
Сериал «Анна Каренина» Сергея Соловьёва получился выразительным, лаконичным и очень современным.В последней серии мы видим, как жизнь всё расставляет по своим местам. Левин и Кити счастливы, их союз скрепляет доброта, бесконечная забота друг о друге, необходимость быть вместе, единым целым, и Бог благословляет такой союз(вспомним радугу над Левиным в лесу). Анна же опустошена до предела, облик ее становится размытым,а, когда она смотрится в зеркало, видит в своём отражении даже нечто демоническое. Выразителен ее жест-попытка снять с шеи крестик,-но, испугавшись самой себя, она просто прикасается губами к руке. Душа уже покинула ее,а плоть еще ищет пристанища. Она, не способна к высокой любви, которая предполагает жертвенность, сама не достойна таковой. Разрушение, которое она сеяла вокруг, превратило ее в машину. Где же достойный ее любви объект?Машина — выбирает машину, паровозу-то и бросается она в обьятья, под него-то она и легла!Вронский, спешит на станцию, узнав о несчастье, видим: под ним молодая, резвая лошадь(прежней он сломал спину, как и Анне!). Топот копыт перемежается со стуком колес паровоза,-т.е. он потенциально готов погубить опять.А когда он держит полог, прикрывающий всё, что осталось от Анны, это не попытка раскаяния,а желание уцепиться за зыбкую, призрачную надежду, удержаться на краю... Каренин же в последних кадрах картины-символ тепла, уюта, бесконечной доброты(на руках у него ребёнок, оставшийся от Анны, мы уверены, что девочка в надёжных руках, любима). Свежее, морозное, солнечное утро. Серёжа на коньках, он катается, падает и встаёт,а за ним с заботой наблюдает отец. Так и должно быть. Вот это и есть ЛЮБОВЬ!