Итальянский композитор Эннио Морриконе — живая легенда. Его музыка проникает в самую душу, заставляет людей грустить и радоваться... 6 декабря маэстро вместе с оркестром «София» открыл свое прощальное турне концертом в Государственном Кремлевском дворце — и это несмотря на солидный 84-летний возраст.
— Господин Морриконе, вы написали музыку более чем к 400 кинофильмам. Неужели в вашей жизни не бывало спадов и депрессий, когда создавать ничего не хотелось?
— Я не могу себе позволить сидеть и долгие годы ждать вдохновения. Просто сажусь и работаю, и музыка приходит сама. Знаете, многие композиторы работали точно так же. Ваш Чайковский каждый день в одно и то же время садился за стол и сочинял. Горячо любимый мной Иоганн Себастьян Бах писал по заказу. Моцарт создал свой великий «Реквием» на заказ, и от этого он не становится менее гениальным. Причем музыка рождается сразу в моей голове. Я никогда не сочиняю у рояля.
— Даже так?
— Считаю, в этом суть настоящего профессионализма. Я сразу знаю, как это будет звучать в оркестре и какому инструменту доверить исполнить ту или иную мелодию. Чтобы достичь этого, я очень много учился, закончил консерваторию в Италии. Написание музыки для фильмов — часть моей профессии. Это то, за что мне платят деньги. Но это не значит, что я подхожу к сочинению саундтреков как к исключительно коммерческому продукту, творчеству по заказу. Когда надо создать музыку к фильму, сначала я всегда встречаюсь с режиссером, пытаюсь понять его характер, замысел его будущего фильма. И уже потом создаю музыку. Причем стараюсь написать ее так, чтобы музыка могла рассказать то, что видеоряд передать не может.
Знаете, я никогда не предлагаю свою музыку режиссерам, в этом часть моей свободы. Например, мне дважды предлагал сотрудничество Квентин Тарантино, но я был вынужден ему отказать, потому что был уже очень занят гастролями и другими проектами. Кроме того, был предложен, по моим меркам, баснословный гонорар, что меня тоже насторожило. Поэтому Тарантино взял мою музыку, но ту, которая уже была создана до этого. Точно так же потом для его следующего фильма — «Бесславные ублюдки» — он взял уже готовые мои сочинения. А я даже не смотрел его фильмы.
— Правду говорят, что итальянская и русская публика очень похожи?
— Я очень люблю вашу страну и был в России уже много раз. Меня всегда здесь ждет очень теплый прием. Российские слушатели и организаторы концертов всегда просят включить в программу музыку к фильмам Серджо Леоне («Профессионал», Chi mai, «Миссия» и др. — Прим. ред.). Почему-то в вашей стране популярны именно эти мои сочинения.
— У вас четверо детей. Но только один сын пошел по вашим стопам...
— Да, Андреа — дирижер и композитор. Он работает с итальянским оркестром. Я отговаривал его от музыкальной карьеры, но потом понял, что это действительно его и что он очень талантлив. Марко работает в обществе по авторским правам. Алессандро — хирург. А младший, Джованни, уже давно уехал в Америку, где работает в компании Universal.
— Многие произведения искусства были написаны мировыми композиторами в моменты влюбленности. Господин Морриконе, что это чувство значит для вас?
— Очень многое. Я люблю свою жену и часто создавал сочинения, посвященные ей. И сейчас продолжаю писать многие сочинения для нее и во имя ее...