28 марта 2012, новость

Стартовала конкурсная программа «Золотой маски»

Результаты «Маски» будут объявлены 16 апреля
Источник: Газета.Ru

Стартовала конкурсная программа театрального фестиваля и премии«Золотая маска», самой престижной театральной награды России.

Во вторник, 27 марта, началась официальная часть фестиваля «Золотая маска». Масштабный театральный смотр разросся уже до таких размеров, что вместить все его события в три недели не удается – так, спецпрограмма «Новая пьеса» прошла еще в начале марта, а внеконкурсная «Маска плюс» продолжается с середины месяца и будет идти до закрытия фестиваля.

В конкурсе фестиваля на этот раз представлен 51 спектакль из 13 городов России; как всегда, преобладают московские и петербургские.

Открылась основная программа постановкой «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» Валерия Фокина в «Сатириконе». Моноспектакль Райкина по «Запискам из подполья» входит в число явных фаворитов фестиваля: его дружно расхвалили критики, а его режиссер и исполнитель уже неоднократно становились лауреатами «Маски». Также среди наиболее вероятных претендентов на звание «лучший драматический спектакль большой формы» из Москвы – безумная «Чайка» Юрия Бутусова в том же «Сатириконе», чинные «Будденброки» Миндаугаса Карбаускиса в РАМТе и один из самых сложных спектаклей Эймунтаса Някрошюса «Калигула» в Театре наций (с Евгением Мироновым в главной роли).

Среди номинантов в «малой» форме «Отморозки» Кирилла Серебренникова по «Саньке» Захара Прилепина, одна из самых острых российских политических постановок последних лет.

Спектакль о современных революционерах, вышедший задолго до выборов в Думу (и составивший дилогию с «Околоноля» по одноименной книге Натана Дубовицкого), в последние несколько месяцев оказался гораздо актуальней, чем можно было подумать после премьеры, сообщает «Газета.Ру».

Из Петербурга на «Маску» претендуют три драматических театра, каждый из которых участвует в фестивале постоянно. Александринка привозит психоделическое «Счастье» Андрея Могучего: питерский авангардист, в январе дебютировавший в столичном Театре наций спектаклем Circo Ambulante, задумывал «Счастье» как вольное прочтение «Синей птицы». В итоге, правда, от Метерлинка он не оставил ничего, сочинив собственную запутанную историю о приключениях сегодняшних Тильтиль и Митиль.

Детский спектакль длится 3 часа с двумя антрактами и напоминает нечто среднее между мультфильмом и компьютерной игрой. Консервативные родители пишут гневные отзывы на спектакль в интернете, а их дети визжат от восторга.

Еще одну премьеру Александринского театра в Москве не покажут: «Ваш Гоголь» Валерия Фокина идет на спрятанной за квадригой Аполлона малой сцене Александринки и ни для какого другого пространства приспособлен быть не может.

Не смогут увидеть москвичи и «Трех сестер» Льва Додина в Малом драматическом театре. Зато приедут другие «Три сестры», поставленные Львом Эренбургом в Небольшом драматическом театре. Эренбург, уже получивший «Маску» несколько лет назад за поставленную в Магнитогорске «Грозу», обычно работает этюдным методом и делает жесткие натуралистичные спектакли. «Сестры» не столь радикальны, в них почти нет переписывания текста, а физиологизмы сведены к минимуму: герои не корчатся в страшных припадках и не раздеваются догола. Тем не менее эренбурговская любовь к истерике и сильным эмоциям дает о себе знать, и о чеховских полутонах на спектакле не вспоминаешь, а к каноническому тексту то и дело добавляются неожиданные подробности вроде контузии Вершинина.

В драматическом конкурсе спектаклей большой формы участвуют постановки и из других городов, но, по странному совпадению, все они созданы питерскими режиссерами.

«Без вины виноватых» Островского выпустил в Екатеринбургском ТЮЗе Григорий Дитятковский, долгое время активно ставивший в Петербурге, но в последние годы почти пропавший из поля зрения фестивалей. Драму о потерявшей и снова обретшей сына актрисе Кручининой он превратил в рассказ о театре XIX века на его языке – в спектакле даже используется старинная театральная машинерия для создания эффектов вроде грома и завываний ветра. А молодой режиссер Роман Феодори, уже показавший в рамках «Новой пьесы» свою версию «Наташиной мечты» Ярославы Пулинович, поставил в Алтайском театре драмы имени Шукшина (Барнаул) «Мамашу Кураж и ее детей» Бертольда Брехта. Он не стал прибегать к явному осовремениванию, но заставил текст прозвучать с брехтовской мощью – так, что изобличительные монологи героев кажутся написанными и произнесенными не 70 лет назад, а прямо сейчас.

Единственный представитель провинции в «малой» форме – «Однорукий из Спокэна» по пьесе Мартина Макдонаха («Человек-подушка», «Калека с Инишмаана», фильм «Залечь на дно в Брюгге») в постановке Пермского театра «У моста».

Режиссер Сергей Федотов несколько лет назад открыл для России тогда еще никому у нас не известного ирландского драматурга Мартина Макдонаха (которого затем стали ставить едва ли не одновременно в четырех театрах), а теперь первым в стране поставил его новую пьесу о бедном американце, 40 лет ищущем хулиганов, которые в детстве отрезали ему половину руки. Все спектакли Федотова по Макдонаху похожи друг на друга: смесь натурализма, бытоподобия, гротеска и психологической актерской школы. «Однорукий» Макдонаха заслуживает, возможно, более глубокого подхода, но в любом случае это отличный шанс услышать текст пока официально не изданной у нас пьесы.

В жюри «Золотой маски» входят, как всегда, ведущие российские актеры, режиссеры, сценографы, театроведы. Возглавит жюри худрук Театра им. Вахтангова Римас Туминас. Результаты «Маски» будут объявлены 16 апреля.

Поделиться с друзьями!
Новые трейлеры