Как предостережение: 10 самых страшных фильмов о Второй мировой смотреть онлайн
Война стирает все, кроме памяти. Вторя ей, кинопленка оставляет для нас самое сокровенное и ужасное. И десятка самых страшных фильмов о Второй мировой и Великой Отечественной войнах — тому подтверждение.
Триумфальное возвращение Мэла Гибсона, отлученного от большого кино почти на десяток лет, состоялось, как ни странно, в его излюбленных эстетических координатах: радикальное христианство и кровавый натурализм. Впрочем, история американского солдата Десмонда Досса, по религиозным соображениям не бравшего в руки оружие, других и не требует. Санитар-герой, спасший на тихоокеанском фронте более сотни человек, — как нельзя более подходящий герой военного фильма: неоднократно раненный, утопающий в грязи и с руками по локоть в крови пушечного мяса.
Главный — в смысле, монументальный — советский фильм о Великой Отечественной войне сейчас выглядит, честно говоря, несколько неубедительно, но на то есть весьма уважительная причина. Вместо привычной кинозрителю того времени грустной лирики и плакатной героики Сергей Бондарчук выстраивает самый настоящий экшен (с поправкой, конечно, на год производства), растасканный после всеми подряд, в том числе и гражданином Спилбергом. Но забитые в окопы, грязные, раненные суперзвезды тех времен Шукшин, Тихонов, Никулин и сам Бондарчук даже сейчас выглядят куда убедительнее всяких там рядовых Райанов.
Настоящий «Сталинград» только один, и творение Федора Сергеевича, конечно же, спокойно проходит мимо. Фильм Йозефа Вильсмайера непривычен для жителей одной шестой части суши прежде всего тем, что главные герои в нем — немцы. Да-да, те самые злобные фашисты, героически остановленные у Волги, тут оказываются жертвами — растоптанные, разорванные, замерзшие до полусмерти, брошенные на произвол командованием, сражающиеся не столько с Красной Армией, сколько с тотальным ужасом войны и вынужденные искать спасения в дезертирстве или смерти.
Последний фильм Элема Климова — вечный завсегдатай списков «самых шокирующих фильмов», «наиболее ужасных фильмов о войне» и такого прочего — не мог не найти свое место и здесь. Максимальная натуралистичность, душераздирающий дебют Алексея Кравченко, а самое главное — реальные события, положенные в основу, местами буквально превращают «Иди и смотри» в самый настоящий хоррор, отдаляя его, насколько это возможно, от традиционных советских фильмов о войне. Ну а знаменитая сцены с сожженной деревней так и вовсе за пределами того, что сейчас определяют возрастными рейтингами.
Самый настоящий поэт от кинематографа Терренс Малик после 20 лет молчания неожиданно снял кино о войне — настолько странное и опустошающее, что зрители просто-напросто не поняли, как к нему относиться. Эпическая история о битве за Гуадалканал, рассказанная с точки зрения дюжины персонажей (рабочий хронометраж картины — 6 часов), может трактоваться десятком разным способов, но одно можно сказать точно — режиссеру удалась удивительная вещь: показать, что значит война в раю, когда посреди тропиков шагает уродливая и неприглядная смерть. Контраст оказался невероятной силы и убедительности.
Еще одна радикальная для жанра советского военного кино картина, по уже принятой традиции дошедшая до зрителя далеко не сразу, а лишь через 15 лет. В фильме Алексея Германа нет ни разрывных сцен, ни чрезмерного натурализма, но черно-белая, почти выцветшая картинка, подчеркивающая приземленность и «повседневность» будней партизан, некоторая (в будущем ставшая фирменной для режиссера) отстраненность и, самое главное, скользкая тема не просто предательства, а коллаборационизма, конечно же, «исказили подвиг советского народа».
Обычно южнокорейские военные фильмы рассказывают о своей родной, корейской войне, так что «Мой путь» — лента не только редкая, но и удивительная тем, что опирается на вполне реальные события. История двух бегунов, японца и корейца, которых Вторая мировая безжалостно занесла — через матушку-Россию — в Европу, разукрашена не только фирменным азиатским насилием (оторванные конечности, выпотрошенные внутренности и прочий натурализм), но и трагическим ощущением утерянной гармонии, которую надломила чуждая для героев война.
По грустной иронии судьбы последний фильм Ларисы Шепитько, как и ее мужа Элема Климова, тоже посвящен Великой Отечественной, едва не оказался «на полке» и стал зрелищем не из легких. И снова здесь, вопреки сложившейся официальной героике, — партизаны, локальные бои, предательство своих своими же. Все это в высококонтрастном ч/б, как будто бы оттеняющем ужасную реальность, в сопровождении почти инфернальной музыки Альфреда Шнитке и с весьма неожиданными для застойной эпохи христианскими аллюзиями.
О фильме Спилберга было так много всего сказано, что здесь стоит ограничиться лишь упоминанием самого главного: это один из немногих фильмов режиссера, который вышел с рейтингом R (в консервативной Индии его поначалу даже отказывались пускать в прокат). Решив снять кино на серьезную тему (как до этого было со «Списком Шиндлера»), Спилберг постарался сделать все настолько реалистично, насколько это вообще возможно, превратив по-голливудски завиральную историю в один из самых масштабных и достоверных фильмов о Второй мировой войне.
На первый взгляд, самый непримечательный участник списка — вторая картина Виктора Аристова, при этом чуть ли не самая оригинальная из всех в нашей подборке. Начало блокады Ленинграда — из Кронштадта в город необходимо доставить образцы пороха, чтобы в дальнейшем его можно было производить самостоятельно. Никакого голода, артобстрелов, массовых смертей и остальных ужасов еще нет — насыщенная грязью, нарочито неряшливая картинка; малый подвиг и многозначительный титр в конце. Все выглядит как прелюдия, все застыло в ожидании того ада, что будет потом.