Культовое и знаковое кино о войне — фильмы разных эпох, из разных стран, от разных режиссеров, впрочем, весьма схожие по уровню драматизма и накалу страстей
Почти ностальгическая лента о Первой мировой, когда воюющие стороны еще могли себе позволить рыцарство по отношению к противнику. «Закончим эту проклятую войну и будем надеяться, что она — последняя!» — бросает герой Жана Габена, французский летчик, в финале и, возможно, долю секунды и впрямь в это верит. Великая иллюзия.
Вот молоденькая сицилийка защищает американский патруль ценой собственной жизни; вот солдат-освободитель бежит из развалин, не в силах вынести взгляда осиротевшего уличного воришки; вот медсестре походя сообщают, что ее любимый убит… Шесть историй без хеппи-энда или два часа разбитых надежд от отца-основателя итальянского реализма Роберто Росселлини
Нам трудно в это поверить, но картины, без которой сейчас не обходится ни один День Победы, запросто могло бы не быть из-за чиновничьей привередливости: Госкино то находило сценарий недостаточно героическим, то придиралось к комедийному амплуа Алексея Смирнова — исполнителя роли механика Макарыча, то скупилось на пленку. Кто бы знал…
Сквозь камбоджийские джунгли ветеран спецназа пробирается к дезертировавшему полковнику, которого ему приказано уничтожить. Лента Копполы — своеобразная одиссея по аду, каким его видели американцы конца 70-х, такая же страшная сейчас, как и 30 лет назад. Марлон Брандо сыграл здесь едва ли не лучшую свою роль, притом что большую ее часть сымпровизировал.
События 43-го года глазами 16-летнего белорусского мальчишки Флёры, примкнувшего к партизанам. Невыносимая в своей безжалостной реалистичности картина Элема Климова, демонстрирующая ужасы войны в самом неприглядном, деромантизированном свете.
Фильм Стивена Спилберга, безусловно, примечателен самим сюжетом — реальной историей немецкого бизнесмена, который решил с помощью евреев поднять денег, да так увлекся, что все заработанное в итоге потратил на их спасение от Освенцима. Однако отдельно отметим Лиама Нисона и Райфа Файнса: оба сыграли с такой отдачей, что их персонажи теперь украшают все рейтинги величайших киногероев и величайших кинозлодеев соответственно.
Одна из «простых историй, которые так трудно рассказать»: как отец ради спасения сына превратил войну просто в увлекательную игру, чьи правила запрещают плакать и звать маму. Исполнитель главной роли и режиссер Роберто Бениньи получил «Оскар» как лучший актер, а также лента победила в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший саундтрек».
Возможно, Спилберг местами и перебрал с ура-патриотическим пафосом, но тем не менее придется признать: сцен, подобной высадке американского десанта в Нормандии, жанр военных фильмов на тот момент еще не видывал. Да и сейчас найти аналог будет не так-то просто.
Битва за остров Иводзима глазами японцев — от простого солдата до генерала. Лента Клинта Иствуда заслуживает особого внимания хотя бы потому, что Голливуд крайне нечасто становится на позицию военного оппонента, наделяя его при этом человеческим лицом; случай, можно сказать, почти уникальный.
Формально оскароносная драма Кэтрин Бигелоу — про американцев в Ираке, но с таким же успехом это могли быть кто угодно и где угодно: оставив политику в стороне, режиссер попыталась заглянуть в головы тем, кто по доброй воле тянется к аду войн и ежечасно испытывает удачу на прочность.