Меня всегда восхищало умение режиссеров изображать в кинематографе время: мастерским образом перелагать эту физическую единицу бытия на кинопленку, передавая память потомкам, запечатлевая непростой текущий момент. Настоящее всегда сложнее поддается трактовке, в каком бы виде временного искусства ни работал творец. И это понятно – настоящее ещё живет вместе с нами, оно не остыло для объективной и трезвой оценки с высоты прожитых лет или даже опыта целого поколения.
Вот почему я всегда «снимаю шляпу» перед смельчаками, которые берутся за драматические сюжеты из недавнего прошлого. И хотя действия в «Граните» происходят где-то там на конце света в джунглях Африки, для дюжины наших ребят Африка оказалась близкой, как никогда. Именно там для многих из них состоялся, пожалуй, момент истины, а в «Граните» он действительно балансировал между жизнью и смертью – без всякого пафоса, через кровь и грязь войны.
Современного человека, погрязшего в прелестях комфорта и гедонизма, мало волнует, что там творится у аборигенов. Бесконечные войны, колониальное иго и новое веяние эпохи – терроризм – сделали свое черное дело, загнав большую часть африканцев в многовековое рабство, покалечили психику, казалось бы, навсегда изменив менталитет, превратив первобытных воинов в пресмыкающееся перед завоевателями стадо.
Со всем этим «конкистадорским» наследием столкнулись русские инструкторы в Мозамбике. Потешные войска из местных составляли лишь бутафорию для прикрытия бесчинств боевиков, подставляя мирное население под мачете и каннибальские аппетиты разбойников. Погружение в людоедские реалии не смогло оставить равнодушным главного героя с позывным Гранит. Собственно, дело не только и даже не столько в мальчике Жозе, к которому он по-отечески проникся состраданием.
Гранит своим подвигом рассеял «мрак вокруг смысла» в этой стране, не прогнулся под довлеющими обстоятельствами, казалось бы, непреодолимой силы, не согласился с предательской традицией аборигенской элиты жертвовать беззащитным населением ради корыстной выгоды – своей и могущественной закулисы. Кого-то концовка фильма может разочаровать, ведь нас уже вымуштровали «хеппи эндом» голливудских боевиков. Однако «Гранит» — жесткий фильм с не менее драматической развязкой, которая станет трагической не в кино – в жизни.
Эстафету же у Гранита наследует осиротевший «сын полка» Жозе, который отправится в будущее, одухотворенный подвигом тех самых легендарных «советских», которых ему посчастливилось повстречать в своей жизни…