Название фильма «Мамы» — ярким шрифтом. Так мы писали в детстве, когда только учились коряво выводить буквы или клеить кусочки цветной бумаги, когда подоспевало восьмое марта. Этот фильм — не киноальманах, а то же поздравление, просто разросшееся до определенного формата, в определенной реальности — кино. Вообще фильм-поздравление, приуроченный к «празднику бабушек и мам» — дело отнюдь не дурное. Ну да, решение чуть-чуть простоватое. Как и разбивка на несколько склеенных в один сеанс частей. Иногда киноальманах — это находка и единственное решение, но чаще — способ упростить задачу, лишить себя необходимости накручивать сюжет и развивать сложные характеры. И здесь, скорее, второе, и только благодаря тому, что некоторые из этих историй действительно талантливо выверены и исполнены — общая картинка не смотрится как легковесная социальная реклама.
Из восьми частей больше всего мне понравилось две: «Моей любимой» с участием Сергея Безрукова и «Я не Коля» Карена Оганесяна. Они очевидно сильнее сопутствующих и предваряющих зарисовок, можно даже сказать, что прочие сюжеты как-то смазывают ощущение от этих двух — по-настоящему чистых, без лишних слов и патетики подобравшихся к цели, сформулировавших заповедную мысль, которую и хочет передать это кино. А посыл здесь вполне очевидный, апеллирующий к совести и вечным чувствам: позвоните, мол, маме. И все-таки есть ощущение, что, критикуя все в пух и прах, будешь, словно бы атеист у Достоевского, «все не о том» говорить. Ведь позвонить маме нужно для того, чтобы сказать ей самое главное, сказать, что любишь. И на этом моменте нужно как-то приостановиться, проследить, а лучше, занизить меру цинизма и критичности в своих словах. И, в конце концов, признать, что это новое детище российского кинематогрофа, кроме того, что доброе, местами и доброкачественное. И позвонить маме.