Профессор литературы Давид размещает в соцсетях сатирический пост, рассказывающий о махинациях мэра провинциального городка. В результате дело заводят не на чиновника, а на самого Давида и его коллегу: их обвиняют в растрате денег, выделенных на научное мероприятие. Герой дожидается суда под домашним арестом; периодически его навещают юрист, медсестра, следователь, бывшая супруга и даже студенты вуза, в котором он преподает. Но самым частым гостем Давида становится его пожилая мать.
Зачем смотреть
«Дело» — это прежде всего отличные актерские работы. Мераб Нинидзе великолепен в роли борца за правду, врожденное упрямство которого помогает в борьбе с системой, но заодно причиняет боль близким. Роза Хайруллина в роли матери (это, пожалуй, самый трогательный персонаж фильма) умудряется выглядеть одновременно несгибаемой и ранимой. Светлана Ходченкова (медик) и Анна Михалкова (адвокат) — живые и убедительные, при том, что каждой досталось не так много экранного времени, зритель наверняка заметит, что за обеими стоят собственные истории. Еще одним действующим лицом в фильме становится захламленная квартира Давида. События разворачиваются преимущественно внутри нее или совсем рядом, но аудитория вряд ли заскучает: художница Елена Окопная (жена постановщика и сценариста Алексея Германа-младшего) создала невероятно насыщенный и богатый деталями предметный мир.
Почему можно не смотреть
«Дело» — социально-политическое высказывание напополам с семейной драмой. С политики все начинается, но с развитием сюжета всплывает все больше семейных обстоятельств; собственно, эта смена акцента — самое неожиданное свойство фильма. В остальном же работа Германа-младшего вышла очень ровной: это кино, проговаривающее правильные и важные вещи, но предпочитающее обращаться к аудитории с очень аккуратной, сдержанной и предсказуемой интонацией. Если выискивать дополнительные недостатки, наверное, можно отметить, что в картине катастрофически мало Александры Бортич (ей досталась роль дочери Давида): в трейлере актриса появляется буквально на секунду, на деле же ее ненамного больше.