Мой черно-белый Ленинград
На фильм сходил перед тем, как его снимут с проката. Интересно было посмотреть на «молодых» Науменко и Цоя, а еще привлекло имя режиссера Серебренникова. Впрочем, обо всем по порядку.
Ленинград на экране скуп. Зал и задворки рок-клуба, берег залива, буквально две-три сцены на улице. Видимо, тяжело найти место для съемки без пластиковых окон, кондиционеров и рекламных вывесок. Основные сцены сняты в комнатах питерских коммуналок, разумеется, со старинными печами, сохранившейся лепниной. Там молодые музыканты общаются, пьют вино, сочиняют и исполняют песни. На фоне всего этого развивается любовный треугольник. Цой нравится жене Науменко, а сам Науменко не только всячески поддерживает начинающего музыканта, но и не препятствует его, впрочем невинным, отношениям со своей женой.
Мэтр Науменко выходит с гитарой, чтобы поддержать Виктора Цоя на первом выступлении. Он просит Виктора проводить супругу домой, при этом сообщая, что сам не вернется до утра, поскольку (вечная ленинградская проблема) разведут мосты.
Ладно, нас там не было, видится режиссеру и сценаристу, что все было именно так — пусть так и будет.
Что еще есть в фильме? Ленинград, снятый черно-белым, узнаваем и достоверен. Иногда чересчур карикатурно показаны представители власти и «возмущенная общественность». Скажем правду — все были хороши! Образ жизни с гитарой наперевес мало кого привел к жизненному успеху и состоятельности. Хотя бы в силу сопровождавших творческий процесс пагубных привычек.
В фильме много музыки, но музыкальным он не стал. Звучат первые песни Цоя, сегодня исполняемые мало. Его путь к лучшим песням не показан. А было бы интересно посмотреть его на экране.
Много иностранных композиций, да и сами музыканты в фильме постоянно вспоминают своих кумиров с грампластинок, попадавших в Советский Союз окольными путями. Но композиции хорошие, что называется — в тему, некоторые захотелось послушать еще раз. И использованная мультипликация оказалась к месту.
А вот другой ход Серебрянникова вызывает недоумение. В начале фильма мы видим пляски нагишом вокруг костра и такое же купание музыкантов. В середине — подробный осмотр призывников в военкомате в таком же виде. Ну и под занавес один из героев «разоблачается» и снова лезет в море. Хоть бы раз (для приличия) женщину раздел, что ли?!
На экране город и музыканты, которых давно нет. На сеансе в кинотеатре было четыре зрителя, еще один ушел с середины фильма. Хороший фильм для тех, кто еще помнит.