2012 год. Бенгази, Ливия. Группа террористов решает «отпраздновать» события 11 сентября нападением на американское посольство. Шестерке бойцов из элитного спецотряда приказано вмешаться только в крайнем случае. Но когда под угрозой десятки жизней, долг и совесть берут верх над субординацией. И мужественные солдаты без колебаний вступают в бой с яростной группировкой боевиков. Бой, который для всех шестерых, скорее всего, станет последним.
Крайне серьезная политическая экшен-драма на основе реальных событий от режиссера популярных фантастических боевиков
Бывший спецназовец Джек Силва (Джон Красински) давно обзавелся большой семьей и работает в сфере недвижимости. Бизнес в Америке идет все хуже, и он принимает приглашение своего старого товарища Тайрона Вудса (Джеймс Бэдж Дэйл), который возглавляет в Бенгази отряд ЧВК (частной военной компании), нанятый охранять засекреченную резидентуру ЦРУ. Официально ЦРУ в Ливии не работает, поэтому охрана и поручена частникам, за действия которых, если что, Госдеп не отвечает и перед которыми не несет никаких обязательств. Глава резидентуры, высокомерный сноб Боб (Дэвид Костабайл) полагает, что охрана только мешает ему работать, и не желает прислушиваться к рекомендациям Тайрона и Джека. Здоровенные бородатые бойцы маются от безделья, скучают по близким, умильно общаются с детьми по скайпу. Каждого из шести зритель запомнит добрым отцом и мужем, которого ждут дома любящие жены и дети.
На расположенную по соседству виллу прибывает с визитом посол США Крис Стивенс (Мэтт Летчер), которого сопровождают только советник и пара телохранителей, не имеющих боевого опыта в горячих точках. Если что, помочь им сможет лишь отряд Тайрона. В ночь очередной годовщины 11 сентября группа исламистов атакует виллу. Боб запрещает выдвинуться на помощь послу, поскольку это демаскирует его резидентуру. Но вскоре она тоже подвергается жесткой атаке. Все попытки вызвать помощь ни к чему не приводят. Никто не понимает, что происходит в Ливии, кто союзник, а кто нет, никто не решается принять нужных решений, на всех уровнях царит бардак и некомпетентность. Перед героями стоит только одна задача — выжить и убраться подобру-поздорову. И только один вопрос — а что мы тут, вообще, делаем?
На первый взгляд новый фильм Майкла Бэя — достаточно типичный американский боевик о хороших американских рейнджерах, которые героически противостоят толпе «плохих парней». Снятый мастером коммерческого глянцевого экшена, «13 часов» наполнен всеми необходимыми штампами жанра, включая погони по восточному городу, сентиментальные вставки, плохого заносчивого бюрократа и американский патриотический пафос. И вместе с тем с самого начала, еще когда Вудс хвастается разграбленным американцами автопарком Каддафи, а Боб — тем, что «мы сделали для этих парней революцию», не отпускает чувство, будто здесь что-то не так. Такое же чувство овладевает и главным героем фильма. Он видит, что оперативники ЦРУ работают вслепую, не понимают и не знают этой страны, которая погружена в полнейшую анархию. Приехавший посол говорит прекраснодушными общими фразами, а вокруг местное население свободно торгует оружием, галдит не пойми о чем и живет по своим понятиям, которые для американцев — темный лес. Никаких структур, на которые можно было бы опереться, которым можно доверять, попросту нет. А когда начинается заварушка, то выясняется, что спецназ из Триполи заблудился и никто не может его сориентировать, дроны совершенно бесполезны, а чиновники лишь перекладывают друг на друга ответственность.
Фактически в обертку стандартного боевика про морских котиков, рейнджеров и прочие отряды «Дельта» Бэй упаковал самый настоящий антивоенный фильм, в котором прямым текстом критикуется политика США. И то, что это делает не какой-нибудь Майкл Мур или левый режиссер-интеллектуал, а образцовый мейнстримный коммерческий поп-автор, говорит о многом. В этом контексте примечательно одно обстоятельство: делая ленту по совершенно реальной истории, Бэй все же смягчил гибель посла — в фильме тот всего лишь задохнулся угарным газом, тогда как вроде бы весь мир помнит, что Стивенс был зверски растерзан толпой исламистов, освобожденных Штатами от «тирании Каддафи».
В ЦРУ уже выразили возмущение фильмом «за искажение событий и действий людей, которые служили в Бенгази». Но это касается в основном эпизода с задержкой помощи послу. Прототип Боба заявил The Washington Post, что никакого приказа не вмешиваться не было. Надо полагать, других претензий к картине нет. Действительно, это очень американская драма, которая критикует правительство Штатов не за антигуманную и противоправную политику, а за неспособность защитить своих граждан. «Если вы не прилетите, погибнут граждане США, в том числе я», — в отчаянии радирует сотрудница ЦРУ Соня (Алексия Бальер) на европейскую базу ВВС США. Но никто не прилетит. 90-е кончились.