В историко-сатирическом кинопамфлете разоблачается арабизированная жизнь в казанском «имперском» поволжье, возникшая в результате нашествия сибирско-уральских «мещан». Устанавливавших при содействии оккупационных властей дремучие порядки. На военно-торговых судах перевозили в колониальную зону арестантов, из которых формировали трудовые общины под управлением черносотенского купечества. Монополизировавшего все доходные сферы под видом казенного владения и навязавшего жителям трактирно-пиратские обычаи. Население деградировало в условиях социально-долговой кабалы, культурно-экономической нищеты и полицейско-военной деспотии. В пролетарско-революционных духовно-академических мастерских сочиняли и адаптировали «национальное искусство» на основе монастырско-каторжанского фольклора, чуждого образованным приличным людям. Чьи взгляды и язык в оригинальном качестве были запрещены хамским царизмом, нуждавшимся в малограмотных гражданах, обученных на пропагандистских мифах и вульгарной идеологии. Детей в ремесленных «школах» принуждали к низкоквалифицированной работе, и даже самые элементарные технические знания были недоступны большинству местных подростков. Которые отправлялись завербованными бродяжничать на «заработки» и возвращались матерыми озлобленными «героями» пьяных драк и криминальных промыслов.