Вторая часть пока что дилогии Джеймса Вана произвела очень неоднозначное впечатление. Я не ожидал от «Астрала» именно такого продолжения. Оно совсем другое. Нет, начинается фильм стандартно, уже готовишься пугаться на каждом шагу. И первые полчаса сохраняется атмосфера первой части. Люди в кинозале перестают смеяться, чтобы выплеснуть эмоции с помощью нервного хохота в очередной раз, когда «бу-эффект» даёт себя знать. Это нормально: человек боится, а защитная реакция организма — смех. Тут и там слышались возгласы: «Ну что, ха-ха, испугался?», и не ясно, кому было страшнее — сказавшему, который пытался не «опозориться» перед другом, мол, я самый смелый, или промолчавшему в ответ.
Всё шло как надо. Зрители оглашали помещение смехом в нужные моменты, чтобы разрядить обстановку. Впрочем, режиссёр давал на то причины, тонко завуалировав самые острые моменты в не такую уж жуткую оболочку. Например, девочка, сидящая одиноко на краюшке кровати, на первый взгляд может не быть девочкой, но весь «смак» в том, что ничего тут не может быть на первый взгляд. И никогда не знаешь, чего именно тебе ожидать. Как не можешь догадаться о непредсказуемом сюжете.
Вот что меня поразило: сюжет. Нет-нет, вы только подумайте: вы идёте в кино на продолжение ужастика с точным уверением, что будете вжиматься в кресло. Но в какой-то момент уже не страшно. Привлекает другое: во-первых, снято атмосферно. Джеймс Ван доводит нас до начального состояния психоделического безумия. Если в первой части он мог играть с камерой и это было не так заметно, то тут он дал волю фантазии. Местами, даже иногда без присутствия самой камеры, Ван создаёт полное ощущение псевдодокументальной съёмки. В каких-то эпизодах он усиливает напряжение трясущейся картинкой. Оператор в данном случае без дела не сидел.
Во-вторых: история значительно расширилась. Это уже не сказка о том, что мы посмели заглянуть в потусторонний мир. Это уже не шаркающие двери и мальчик в коме. Это уже не попытки связаться с демонами. Фильм идёт почти два часа, что чувствуется. Заигравшись, сценаристы значительно проработали прежнюю легенду, а также очень умело всё запутали. Очень всё запутали. Кое-где разбросанными остались вопросы, кое-где были найдены ответы, но знаете что? «Астрал» — это мистическая франшиза, а мистика не должна быть понятной всем, скорее, вообще не должна быть понятной. Суть не в испуге. Суть в истине: то, что скрыто от нас, не должно появляться полностью. И истина отлично дополняет сюжет, умеющий удивлять, где-то даже поражать, интриговать и прочее.
Очень насыщенный, стильный, атмосферный хоррор. Он переворачивает полностью все ожидания, вдобавок успевая заключить себя в «кольцевую» композицию. Это очень интересно и увлекательно. Просто приготовьтесь в первую очередь не бояться, а понимать и вникать. А я с нетерпением жду третьей части «Астрала».