Как бесконечно долго можно перечитывать книгу «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, так бесконечно долго можно смотреть фильмы про детей. От них требуется не так и много: всего лишь быть искренними. Сюжет, характеры, внешность героев — все это второстепенное, главное, чтобы в героях зритель узнавал себя. В этом плане датский режиссер Нильс Мальмрос создал идеальную картину: его герои — сгусток всего того, что каждый человек пережил в 12-14 лет.
Как такового сюжета в фильме нет. Есть 7-ой класс, который вырастает в 9-ый. Школьники ссорятся, мирятся, влюбляются, устраивают вечеринки, ездят в летний лагерь, балуются на уроках — в общем, делают все то, что положено делать детям их возраста. Это золотое время, когда нежный ребенок превращается в прыщавого подростка с избытком гормонов, преподнесено режиссером с анатомической и психологической точностью: страсть к танцам в темноте («вертеп греха» — как красиво называют эту процедуру старшеклассники), первые поцелуи в этой же темноте, удивление на грани эротического исступления от впервые увиденной и осознанной анатомии противоположного пола, жестокость в придумывании бессмысленных прозвищ.
Место действия — Дания, как и время действия – конец 1950-х годов, здесь не имеют никакого значения, потому что кино снято не об эпохе (этим грешат советские фильмы про детей), а про детскую психологию. И это далеко не стиль Валерии Гай Германики, которая для своих картин собирает всю мерзость взросления и воспитания и вываливает ее на зрителя. Видно, что режиссер ставил перед собой задачу несколько сложнее, чем просто показать, как и чем живут подростки. Скорее, его задача приближена к задаче «Педагогической поэмы» Макаренко: показать, как формируются характеры, как наживаются комплексы, как непоследовательно детское мышление и как на подростка могут и должны повлиять педагог и родители.