Американский кошмар «Я возвращаюсь туда каждую ночь…»
Фрэнк — ветеран войны во Вьетнаме. Побывав в плену и частично утратив рассудок, он возвращается в родной город. Здесь, в мрачных трущобах, кишащих безжалостными бандитами и наркоманами, готовыми на всё ради порции зелья, Фрэнк влачит тягостные будни, всеми забытый и никому не нужный. Каждый день он вынужден скитаться по улицам, в поисках работы и выбивая пособия, чтобы хоть как-то содержать себя и свою семью. День за днём он слышит упрёки сварливой толстухи-жены и плач недоразвитого ребёнка-мутанта. Находясь в этом пограничном состоянии между чистилищем и адом, жизнью и чисто физическим существованием, Фрэнк всё больше погружается в тёмную пучину собственного безумия и в один прекрасный день обнаруживает в своей руке заряженый револьвер.
Любой, кто хоть сколько-нибудь интересуется авторским или малобюджетным кино, рано или поздно начинает оценивать фильмы такого рода с абсолютно иных позиций, не присущих современному попкорновому зомби, порождённому коммерческим кинематографом. Для искушённого видеомана важнее, конечно, фантазия режиссёра и общая честность картины, в то время как современного зрителя больше интересует количество эффектов и наличие звёздных имён в актёрском составе. «Боевой шок», к счастью, принадлежит к тому самому сегменту микробюджетных картин и представляет собой экзистенциальную драму с элементами хоррора и сюрреализма. Хоррор тут по большей части социален, исключая, разумеется, откровенно трэшовые (но отнюдь не плохие, или ненужные) отсылки к «Голове-ластику» Дэвида Линча, а сюрреализм выражен в ряде блестящих художественных находок режиссёра, например в сцене с проецирующейся на лицо Фрэнка военной хроникой или в эффектных покадровых съёмках. Напряжение постоянно поддерживает психоделическая музыка, автором которой является Рик Джовинаццо, исполнивший (в достаточной степени достоверно) роль главного героя. Кстати, об актёрах. Если верить режиссёрским комментариям, в фильме задействован лишь один профессиональный актёр: он сыграл главаря банды, терроризировавшей Фрэнка. Остальные — друзья режиссёра, его жена, родственники, знакомые.
Самое удивительное, что при этом, большинство из них отлично справляются со своей задачей. Особенно хотелось бы выделить колоритнейшего злодея в дичайшем прикиде и невыносимую жену главного героя. Операторская работа, монтаж, сценарий — всё на высоте, особенно для проекта стоимостью в сорок тысяч долларов. Слушая комментарии Бадди Джи, поражаешься, какие усилия нужно было приложить, каким талантом нужно было обладать, чтобы за такие деньги создать столь целостную и мощную картину. Фильм производит сильный эмоциональный эффект, прежде всего благодаря тому, что режиссёр умело расставляет акценты и добивается зрительского сопереживания главному герою. Мы как бы вместе с Фрэнком отправляется в опасное путешествие по тёмным закоулкам американского кошмара, хотя у нас, в отличии от него, есть обратный билет. Про концовку говорить ничего не буду, она логична и неизбежна для такого рода истории. Особенно поражает сцена, в которой главный герой, уставившись в одну точку, спокойно пьёт прокисшее молоко. Это нужно видеть. Потому что культово.
И ещё. По ходу фильма у меня не раз возникал вопрос: имеет ли герой шанс на спасение? Мне кажется, что режиссёр не стремится свалить всю вину за судьбу Фрэнка на государство, систему, как может показаться на первый взгляд. У Фрэнка есть выбор. В том-то всё и дело, что он не пытается, или попросту боится изменить своё положение. Ближе к середине картины есть эпизод, в котором герою представляется шанс уехать с байкершей, он несколько секунд смотрит на неё, а затем отворачивается, отвергая возможное спасение…
Что же мы имеем в итоге? Фильм, который с успехом можно поставить на одну полку с такими бриллиантами независимого кинематографа, как «Henry: Portrait of a Serial Killer» Джона МакНоутона и «Deadbeat at Dawn» Джима Ван Беббера. Фильм, снятый на голом энтузиазме и за смехотворную сумму, но бьющий точно в цель.
9 из 10
К сожалению, Бадди Джовинаццо не удастся закончить свой следующий многообещающий проект — продолжение культового «Маньяка». Джо Спинелл, согласившийся сыграть в сиквеле, скоропостижно скончается, а потом наступят девяностые — неудачное время для андеграунда.