Сто лет назад в свет вышел роман Герберта Уэллса «Человек-невидимка». В то время Герберт, выступал в роли противника всего сверхчеловеческого. В романе он рассказывает историю ученого-физика, который нашел формулу, делающую человека невидимым. В книге изображает невидимку в образе злого гения, которого постигает смерть. Уэллс подарил миру богатый материал для литературы и кино. После выхода книги, в кинематографе было множество попыток экранизировать роман. Режиссеры, бравшийся за экранизацию этого романа, передавали однотипные эмоции. При просмотре картин, появляется чувство, что не доводят до конца идею. Они просто берут книгу и слово в слово пишут сценарий, и ничего более в это кино не вкладывают. Большинство экранизаций пусты.
Первая картина была в 1933 году. Кино удостоилось награды на Венецианский кинофестиваль в 1934 году. Фильм полностью отражает книгу. Все как представлял, когда читаешь книгу, так все и было. Слово в слово, действие в действие. Еще одна экранизация была в 1958 году, выпущенная Мексиканской компанией CinematográficaCalderón S.A., которая занималась созданием ужасов. Эту картину, найти даже в интернете почти невозможно. Эти два фильмы, были весьма хорошими работами, для тех годов. Каждый любитель кино и жанров ужасов в те времена считал бы эти картины самым великим творением человечества в кинематографе.
Одна из самых удачных работ на эту темы была картина, созданная режиссером Александром Захаровым. В 1984 году на экраны СССР выходит фантастическая драма «человек-невидимка». В главных ролях с Андреем Харитоновым и Леонидом Куравлевым, так же с прекрасными дамами Натальей Даниловой и Ниной Агаповной. В отечественной картине был изменен сюжет. Гриффин, ученый-физик, представляется как талантливый изобретатель, а Кемп — как ученый злодей, который хочет установить власть террора. Тайно он хочет завладеть записями и использовать их в корыстных целях. Также, в картине присутствует любовная линия. Возлюбленная Джейн. Превращение Гриффина в невидимку носит трагичный характер для него и для Джейн. Присутствует предательство и непонимание людей. Талантливому изобретателю, приходится уничтожить свои записи, дабы они не стали орудием зла. В конечном счете его убивают. И эта великая тайна невидимости уходит в небытие. Главная музыкальная тема фильма, создана прекрасным композитором Эдуардом Артемьевым. В итоге изменения сценария, работы актеров, режиссера и всех, показывают, хорошее кино.
В этом же году Великобритания выпускает шестисерийную экранизация. Считается, что это одна из единственных картин, которая ближе соответствует роману Уэллса.
В 2000 году в свет выходит еще одна картина с этой тематикой. Создали картины «Невидимка», купили права на экранизацию романа Дэна Саймона, который не имеет никакого отношения к этому фильму. Скорее это экранизация современного романа Уэллса. Этот фильм был самым жестоким из всех работ про невидимку. Пол Верховен, не стал рисковать, и показывать историю о том, как ученый тайно подглядывал за соседкой из своего окна и в дальнейшем, будучи уже невидимым, изнасиловал её. В фильме присутствует мысль о том, что многие сцены не доведены до развязки. Все остается незаконченным на полпути. Надо отдать должное спецэффектам. Когда смотришь, как невидимое животное становится видимым, или же, как человек становится невидимым. Так же есть история любви, треугольник. Но все будет хорошо, как всегда — невидимка умирает, а любовь побеждает. Этот фильм получил приз зрительских симпатий, а также премию за лучшие спецэффекты. Было и немало номинаций, таких как лучший злодей, лучшие визуальные эффекты, лучшая музыка и лучший научно-фантастический фильм. Кстати, в этом фильме использовалась скрытая реклама компаний, которые сейчас являются мировыми брендами.
Вообще Герберт Уэллс внес в мир не только тему для литературы и кино, но так же и для науки. Роман очень часто оспаривали ученые и утверждали, что если и будет такая формула, то человек будет слеп.
Все фильмы передавали только одну суть, ту, в которой власть меняет людей в худшую сторону. Что человек служит только на благо себя и считает себя Богом. Что как только у человека появляется большая возможность, он тут же становится эгоистом, и думает о том как бы установить террор в этом мире. Передает великое качество человека — глупость. Непостижимая глупость. И показывают, что человек вовсе не человек, а просто зверь, с инстинктами жестокости, напрочь лишенный всего доброго и хорошего в этом мире.
Идея, где наука не была прогрессом уже давно не новая, но на тот момент выхода книги, а после и фильма, она произвела фурор. Стоит ли говорить, что эта тема сейчас наиболее актуальна в кинематографе. Противостояние науки и человеческого фактора будет всегда, но остается один вопрос: почему наука в подобных масштабах не может никогда служить во благо?
Идеи книги Герберта и последующих фильмов пригодились и сейчас. В определенной части сериалов на телевидении, так или иначе, мелькает идея превосходства науки над человеческим духом, но конец всегда один. А что же до него прогресс?
В принципе ни один фильм, так и не передал характера и жизни невидимки. Мы так и не узнали, как это, подглядывать незаметно за реальностью. Ведь многие так мечтают иметь суперсилу невидимости. Ведь это уникальная возможность, которая может открыть перед тобой новый мир. И все возможности не перечислить. Нет фильма, который бы показал, что возможно человек-невидимка может помочь этому миру, а не только быть отрицательным героем. Ведь ему так же можно было бы дать жизнь, вместо того, чтобы он всегда погибал. Невидимке не дают рассказать свою историю жизни. Не показывают мир его глазами. Мы так же как и невидимка не чувствуем, как это, когда смотрят сквозь тебя, что при этом испытывается. Фильмы передавали только картинку, и никаких эмоций.
Люди — не — такие — как — все обречены, быть загнанными всегда. Так и Невидимка, по сути, он лишь желал тишины. Не света в конце туннеля, а обычный покой, но люди не поняли, даже не захотели понять, тем самым лишив Человечность шанса. Сила налагает ответственность, но сила бывает разной. Порой она не заключается в способностях плести паутину и носить костюм летучей мыши. Бывает и так, что она в силе ненависти или озлобленности. То, что уж точно есть в каждом из нас.
И остается надеяться, что в наш век, с нашими способностями и технологиями, сценаристы напишут сценарий, который бы отражал всю суть этой захватывающей темы. Что снимут шикарное кино, и это не будет обычный боевик, который забудется после просмотра. И что когда-нибудь напишут интересный дневник жизни человека-невидимки.
Но даже после всех мечтаний, человек-невидимка все же остается нереализованной темой в кинематографии и литературе. А все следующие фильмы становятся простыми боевиками. Без надежды на психологическую картину, и философского размышления.