Эту предельно эмоциональную и культовую криминальную драму снял в 1990-ом году не широко известный, но первоклассный американский режиссер Фил Джоану («Окончательный анализ», «Пленники небес»). Главный герой этого фильма Терри Нунен, возвращающийся после десятилетнего отсутствия в родной Нью-Йорк и свой родной ирландский квартал в западной части Манхэттена под названием «Адская кухня». Его тепло встречает друг детства Джеки Флэннери, который давно работает у своего старшего брата Фрэнки, босса одной из местных и уважаемых криминальных группировок. Они быстро втягивают Терри в свой бизнес, поручая выколачивать долги с местных предпринимателей. Попутно у Терри завязываются отношения с очаровательной Кэтлин — сестрой Джеки и Фрэнка и его давней любовью. Но Нунен, вернувшись в Нью-Йорк, преследует свои цели, и в итоге, с головой втянувшись в жизнь «Адской кухни», ему предстоит сделать сложный выбор между обретенной любовью, многолетней дружбой и чувством долга.
Это кино, конечно, цепляет в первую очередь своей стилистикой, напоминающей и ранние работы Мартина Скорсезе и фильмы жанра «нуар», и вообще многое хорошее из классики гангстерского кино, а операторская работа Джордана Кроненвета («Бегущий по лезвию», «Сады камней») остро и живо передает дух мрачных и опасных нью-йоркских закоулков. Это удивительная и проникновенная история о человеческом достоинстве, о настоящей мужской дружбе, о доверии и предательстве и о том, как тяжело иногда бывает возвращаться к своему прошлому, которое не отпустит тебя никогда и будет в сердце сидеть всегда. Филу Джоану удалось собрать в этом фильме исключительный и яркий актерский каст из великолепного актера, режиссера и дважды оскаровского лауреата Шона Пенна («Поворот», «Я-Сэм»), который в роли запутавшегося в жизни Терри Нунена прекрасно передал на экране все сложные чувства и переживания своего героя, короля отрицательных образов Гэри Олдмана, сыгравшего здесь одну из лучших своих ролей, вызывая к своему герою, погрязшему в криминале, бесбашенному Джеки, как сочувствие, так и неприязнь, брутального Эда Харриса («Шоу Трумана», «Поллок») блестяще воплотившего на экране образ жестокого и бескомпромиссного криминального авторитета Фрэнки и прекрасной Робин Райт («Форрест Гамп», «Послание в бутылке»), украсившей эту ленту своей нежной героиней Кэтлин. А также на второстепенных ролях здесь отметились Джон Си Райли («Магнолия») и Джон Туртурро («Бартон Финк»). «Состояние исступления» — глубокий и многослойный фильм, который не оставляет меня и будоражит с детства, и к которому я буду еще не раз возвращаться. Шедевр!