Эту великолепную и трогательную психологическую драму в 1999-ом году выдал в свет замечательный американский постановщик Джон Тёртелтауб («Сокровища нации», «Пока ты спал»), экранизировав одноименный роман Дэниела Куинна.
Молодой и перспективный психиатр Тео Колдер получает однажды интересное и сложное задание, которое может дать хороший толчок его медицинской карьере, обследовать находящегося в тюрьме для умалишенных некогда известнейшего антрополога доктора Итана Пауэлла, попавшего туда по обвинению в убийстве троих человек. Итан занимался изучением диких горилл и на два года пропадал без вести в Африке, а теперь он обросший и с бородой преступник, озлобленный, абсолютно не говорящий и всё чаще уподобляющийся изучаемым им животным. Поначалу доктору Колдеру он тоже кажется совершенно безумным, агрессивным и напрочь лишенным всяких социальных границ человеком, но постепенно, встречаясь с ним ежедневно и пытаясь разговорить его, Тео находит к нему нужный ключ и выясняет шокирующие тайны, которые привели знаменитого ученого к такому дикому состоянию.
На мой вкус, это лучшая и самая сильная работа в фильмографии Джона Тёртелтауба, интригующая, оригинальная, сочетающая в себе глубокую человеческую драму с психологическим детективом. По стилю этот фильм мне чем-то напомнил чуть более поздний шедевр «Планета Ка-Пэкс» Иэна Софтли, где тоже психолог пытался понять своего странного пациента и в итоге проникался его идеей, и погружался в его то ли реальный, то ли нет мир, а в частности в этой истории меня впечатлил контраст между той увлекательной и яркой жизнью, которую вел раньше уважаемый и солидный ученый-антрополог Итан Пауэлл, и той нелицеприятной действительностью, в которой он оказался в итоге.
Совершенно растерявший свои наработанные с годами плюсы и снимающийся в последнее время в ужаснейшем третьесортном барахле, а ранее потрясающий и яркий актер Кьюба Гудинг младший («Военный ныряльщик», «Джерри Магуайер»), оскаровский лауреат, показывавший себя когда-то достойно и в комедиях и в драмах, блестяще вписался здесь в образ пытливого, умного и сомневающегося доктора Тео Колдера, который не просто слушает своих пациентов, но и пытается им помочь, несмотря на негативное отношение их к себе. Сэр Энтони Хопкинс («Запятнанная репутация», «Ганнибал») в очередной раз поражает своими мастерскими перевоплощениями на экране, и в этом фильме он реалистично и точно показывает своего героя Итана с двух ракурсов, как интеллигентного и увлеченного исследователя, так и не особо адекватного дикаря-убийцы. «Инстинкт» — прекрасный и идеальный фильм для активно думающей аудитории, обожающей загадки и путешествия по темным улицам человеческого мировосприятия.