«Окончательный анализ» — один из моих любимейших триллеров начала 90-ых, поставленный потрясающим, хоть и не особо известным американским режиссером Филом Джоану («Состояние исступления», «Пленники небес») по одноименному рассказу Роберта Бёрджера и Уэсли Стрика («Мыс страха»).
Успешный и привлекательный психиатр Айзек Барр неожиданно для себя увлекается ослепительной красоткой Хитер Эванс, сестрой своей пациентки Дайаны Бейлор, измученной своими странными снами и всяческими комплексами. Хитер замужем за суровым и влиятельным мафиози Джимми, который имеет склонность садизму и регулярно измывается над женой, что приводит к её паническому страху перед ним. Однажды не выдержав его очередных нападок, Хитер убивает мужа и просит Айзека помочь ей замести следы. И с этого момента жизнь доктора попадает состоит из цепи ловушек, интриг и обманов, где он является лишь пешкой в хитроспланированной и смертоносной игре.
Таких фильмов, увы, уже давным-давно не делают и в связи с этим сейчас фильм Джоану кажется мне еще более значительным для ушедшей киноэпохи 90-ых годов, когда жанр психологический триллер был на самом пике своей популярности, и его самые знаковые ленты были сняты именно в те годы, «Молчание ягнят», «Семь», «Основной инстинкт», «Подозрительные лица», «Игра» и многие другие шедевры. Безусловно, тут не обошлось и без короля хоррора и саспенса Альфреда Хичкока, чье влияние чувствуется в каждом кадре, и «Окончательный анализ» со всем уважением следует заветам этого гения, погружая зрителя с головой в мастерски закрученную и интригующую историю. Невероятное количество сюрпризов и подводных камней, убийственный по своему решению финал, стильная и завораживающая операторская работа дважды оскаровского номинанта Майкла Чепмена («Беглец»), пугающая и проникновенная музыка Джеймса Ньютона Ховарда, всё это в связке делает фильм воистину незабываемым, и спустя много лет, зная и сюжет и разгадку меня этот фильм всё равно тянет периодически пересмотреть, и испытать те острые ощущения.
Звезды первой величины в лице вечного киноловеласа Ричарда Гира («Первобытный страх»), властительницы мужских дум тех лет Ким Бейсингер («9 с половиной недель»), молоденькой Умы Турман и харизматичного Эрика Робертса («Поезд-беглец»), блестяще разыгрывают на экране хитросплетенные взаимоотношения, меняя филигранно свои облики, то располагая к себе, то пугая. И вновь у меня встает вопрос об адекватности премии «Золотая малина», отметившей этот культовый фильм аж в трех своих номинациях, я пожалуй, пересмотрю всех её лауреатов за разные годы, быть может пропустил что-то действительно стоящее.