COOL OLD-SCHOOL «Кул олд-скул» (или «Свежая старая школа», если дословно перевести на русский) — в название рецензии так и просится именно эта фраза. Почему, спросите? Перед нами действительно уникальный фильм, сумевший соединить довольно противоречивые вещи.
Режиссёр Ли Тамахори, преуспевший в постановке голливудских «волшебных сказок» (сразу вспоминаются вторые «три икса», конкурирующие по уровню «фантастичности» с «Умри, но не сейчас» на равных), демонстрирует крепкий сплав из двух, казалось бы, «не стыкующихся» элементов.
Первый — шпионский олд-скул (узнаваемый и харизматичный агент, «непотопляемый» благодаря куче гаджетов, которые, как у Фогга из «80 дней вокруг света», всегда извлекаются в нужное время в нужном месте).
Второй — свежая «волна» (не характерная для классической бондианы реальная и повышенная опасность, нависшая над главным героем (пленённый в Северной Корее, он мог там и остаться) и гипертрофированная жестокость по отношению к нему (таких долгих издевательств над Бондом, демонстрируемых в начале фильма, раньше не было точно)).
Но — вуаля! — Тамахори этот «сплав» удался на славу. Сюжет и картинка пестрят контрастами: ещё недавно враги окунали Бонда в бочку в Корее, а вот уже он — скучающий орнитолог, потягивающий дорогие сигары на пляже Мексики; вот злобный миллиардер Грейвс хочет проткнуть агента антикварной шпагой, а уже здесь — жаждет испепелить его огненным лучом, направленным прямиком с суперсовременного космического спутника; вот Джеймс уединяется с холодной блондинкой, а тут — он уже с горячей мулаткой (в исполнении Берри) и так далее.
Всё это не только не даёт зрителю скучать, но и позволяет убедиться в удивительной противоречивости человеческой натуры, Причём на собственном примере. Поясню.
Ровно за то, за что поклонники олд-скула (улыбчивый брюнет с гаджетами (кстати, именно в «Умри, но не сейчас» появился их апофеоз — невидимый автомобиль) и масштабные, местами реалистичные съёмки) полюбили эту ленту, именно за это же они будут критиковать последующие. «Это не классический Бонд!», «Почему так много жёстких драк и ни одного гаджета?!», «Где очарование „сказки для взрослых“, за что и любим франшизу?!» и прочее.
И пусть, конечно, акценты сместились (с апофеоза «фантастики» на апофеоз реализма), чему удивляться? Кто, как не мы с вами, фанаты классического шпионского стиля, радовались «инъекции» реализма, проникшей в франшизу с фильмом Тамахори?
Сменившие его режиссёры (от Кэмпбелла в «Казино „Рояль“» до Мендеса в «Координатах „Скайфолл“„) лишь с успехом продолжили это начинание.
И пусть, конечно, противоречивость эта «заявит о себе во весь голос» не после фильма Тамахори, а лишь после Мендеса, — тем не менее именно «Умри, но не сейчас» стоит в начале пути «трансформации» франшизы из «сказочного» в реалистичный шпионский боевик.
Идеи, попавшие в благодатную «почву», имеют особенность расти и развиваться, знаете ли. Что посеешь, то и пожнёшь.
Итог: знаковый фильм, фильм-«веха». Хотите узнать, с чего начался реализм в «сказочной» франшизе? Включайте «Умри, но не сейчас» прямо сейчас!