Фильмы о Джоне Рэмбо, суровом и пуленепробиваемом ветеране Вьетнама, давно уже стали культовыми для многих, чьё детство пришлось на 80-90 годы прошлого века. Мальчишками мы, разинув рты, смотрели на стальные мускулы молодого Сталлоне, и с восторгом обсуждали его огромный боевой нож — с пилой на обухе и всякими штуками «для выживания», внутри полой рукояти. Это была эпоха видеосалонов «по рублю», и мы впитывали такие фильмы своим неокрепшим мозгом, как губка.
Кстати, нож Рэмбо из этих фильмов также стал вещью культовой, породив в ножевой индустрии целую плеяду так называемых «ножей выживания» (по большей части, пригодных лишь для выживания из ума), а в кругу людей, увлекающихся ножами — отдельный термин «рэмбоид». Ну да, впрочем, речь не о том.
В значительно более зрелом возрасте я вновь, поддавшись ностальгии, пересмотрел «Первую кровь». И обнаружил, что восприятие этого фильма — изрядно поменялось по сравнению с впечатлениями детства.
Прежде всего, этот фильм, на мой взгляд, имеет весьма отдалённое отношение к жанру, классикой которого считается уже не первый десяток лет. «Первая кровь» — это никакой не боевик, несмотря на все присутствующие атрибуты жанра: драки, взрывы, погони и стрельбу из М60. Как говорится, у летучей мыши есть крылья, но птицей она от этого не становится.
Более того, последовавшие вслед за первым фильмом вторая и третья части «Рэмбо» — это уже фильмы совсем о другом. Это как раз нормальные, бодрые боевики, задорные антисоветские агитки. Снятые на волне успеха первого фильма, они уже не имеют отношения к роману Дэвида Моррелла, послужившему литературной основой первой части. И, по большому счёту, единственное, что объединяет сиквелы с «Первой кровью» — это имя главного героя, да эффектный нож. «Первая кровь» — это драма, и драма довольно печальная.
Это фильм о профессиональном солдате, бойце элитного спецподразделения, который возвращается с войны домой, на Родину. И обнаруживает, что у себя на Родине он — совершенно лишняя «деталь», и никому нет никакого дела до того, что с ним будет дальше. Для обывателей он, в лучшем случае — опасный бродяга, а то и «убийца детей» (с). Обыватели не знают, да и не желают знать, за счёт чего обеспечивается их сытая, спокойная жизнь и «три машины на семью», и полученные Джоном Рэмбо боевые награды здесь — бесполезные побрякушки.
Но вот ведь незадача — ветеран «зелёных беретов» Джон Рэмбо оказывается совсем не тем человеком, которого можно просто выбросить на помойку. Хорошо отлаженная машина для убийства, эксперт по диверсионной деятельности и выживанию, Рэмбо не выдерживает унижения и издевательств в американской глубинке, и — начинает сопротивляться такому положению вещей. Так, как умеет. А умеет он очень, очень хорошо.
Потому что проблема — остаётся, и таких как Рэмбо вернулось очень много. Фильм, на мой взгляд, именно об этом.