Подарив нам по-настоящему «бесконечную историю», Вольфганг Петерсен решил нас удивить еще больше, принявшись за экранизацию повести уже американского писателя-фантаста Барри Лонгиера «Враг мой», которая получила множество престижных наград. Не удивительно, что произведение появившиеся на фоне Холодной войны, имело успех — будто призывая к миру, да к тому же, самим названием, обращаясь к тем, кто за другой стеной баррикады. И все произведение будто пронизано призывом «хватит воевать!».
К сюжету фильма: двое непримиримых врага — человек (берущий свое начало от «обезьяны») и драк (рептилиеподобное существо) оказались вместе на неизведанной опасной планете, без возможности выбраться оттуда. Чтобы выжить в этих непростых условиях, им надо действовать сообща. Здесь зарождается дружба между бывшими врагами.
Фильм был очень популярен в Советском Союзе, из-за того, что был в первой волне легально разрешенных к показу фильмов из США, и был афишировании как первый американский фильм ужасов. Для неискушенного российского зрителя было сплошным удовольствие любоваться такими роскошными декорациями и спецэффектами. Но западный зритель, избалованный «Звездными войнами» встретил картину довольно холодно.
Фильм долгое время кочевал от режиссера к режиссеру. Это место даже предлагали Терри Гиллиаму и Дэвиду Линчу. Но, в конце концов, оказался в руках Вольфганга Петерсена. А тот решил начать все съемки сначала. Благо у него сохранились декорации с прошлых работ «Лодка» и «Бесконечная история». К слову, часть декораций сохранилось и по сей день и их можно увидеть на экскурсии по киностудии в г. Мюнхен.
Кроме декораций, нужно отметить и грим, над которым работал Крис Уоллас, известный по работе в фильме Муха. Здесь мы должны отдать должно Уолласу, ведь инопланетянин смотрится органично и красиво, в понимание «дракской» красоты.
Особые усилии приложили актеры, исполнявшие главные роли. Луи Госсет, сыгравший инопланетянина, сам придумал странный «акцент». Он полоскал слюну в горле так, как это делают грудные дети. А Деннис Куэйд, сыгравший главную «человеческую» роль в фильме, на долго полюбился зрителям.
Этот фильм один из тех, которых стоят у истоков формирования научной фантастики. Эта та картина, которая расширяла представление о фантастике, как о способе передачи особого представления о мире и наделяет его глубоким смыслом, обогащает понимание кино, не только как о зрелище, но и передачи тонкого психологически философского чувства. Она буквально трогает за тонкие нитки души. Конечно, современный зритель, видавший корабль «Энтерпрайз» не только изнутри, но и рассекающий метеоритный поток, который любовался битвами Автоботов и Десептиконов, с трудом оценит качество картины, но проникнуться глубинными переживаниями точно сможет.