Это прекрасное, жизненное и во всех отношениях независимое кино снял когда-то в 2000-ом году выдающийся американский режиссер Кёртис Хэнсон («Секреты Лос-Анджелеса», «Рука, качающая колыбель») по одноименному и известному роману Майкла Чабона.
Эта лента повествует об одном безумном и богатом на события дне уже немолодого профессора литературы и некогда известного писателя Грэйди Трипа, покуривающего тайком травку, разгуливающего вечно в халате, и пытающегося безуспешно дописать свой нескончаемый роман. От него сначала поутру уходит неожиданно жена, потом к нему наведывается вдруг его издатель Терри Крэбтри, довольно эксцентричный парень, ждущий от Грэйди нового шедевра вот уже 7 лет, в писателя еще, оказывается, влюбилась странноватая молоденькая студентка Ханна Грин, а под вечер его уже добивает новость о том, что его любовница и декан университета, да еще и замужняя женщина Сара Гаскел беременна от него. В проблемах этого дня Грэйди сопровождает его ученик, молодой и подающий надежды писатель Джеймс Лир, поклонник черно-белого кино и писательского таланта своего учителя, вечно витающий в облаках и своих фантазиях, который к тому же еще и замешан в странной истории с убийством собаки декана университета и пропаже знаменитого и жутко дорогого жакета самой Мэрилин Монро.
Кёртис Хэнсон создал на этот раз совершенно некоммерческое и очень остроумное кино о поведении гениев в обычной и реальной жизни, о том, как они зачастую справляются со своими бытовыми проблемами, о довольно простых выходах из, казалось бы, сложных ситуаций если их воспринимать легко и непринужденно, об интересных взаимоотношениях мудрого наставника и его не менее умного ученика, которые многому друг друга могут научить и на многое вдохновить.
О, как же хорош и забавен здесь харизматичный Майкл Дуглас («Разоблачение», «Основной инстинкт»), в роли вечно обкуренного и исписавшегося профессора Грэйди Трипа, и эта роль определенно одна из моих любимейших в фильмографии этого великого, на мой взгляд, актера, отмеченного, кстати, за неё номинациями на «Золотой глобус» и приз Британской киноакадемии. Одну из своих лучших ролей здесь сыграл и Тоби Магуайер («Фаворит», «Плезантвиль»), прекрасно воплотив на экране, живущего в каком-то своем полувымышленном мирке Джеймса Лира. Довольно яркие и интересные образы достались, испытывающему сегодня новый всплеск популярности, Роберту Дауни мл. («Солист», «Впритык»), оскароносной Фрэнсис Макдорманд («Фарго») и обаятельной Кэти Холмс («Экстази»). Этот фильм абсолютно незаметно прошел мимо массового зрителя в свое время, но критиками был отмечен довольно высоко, а песня Боба Дилана «Things Have Changed» получила даже «Оскар» и «Золотой глобус» в 2001-ом. Всем, кто любит нетривиальное, смешное и философское кино для души и сердца, я не рекомендую упускать «Вундеркиндов» из виду.