Документальный фильм о противоположностях: людях, ландшафтах, мирах. Однажды режиссер фильма Виктор Косаковский оказался в Аргентине и, глядя на рыбака, стоящего на середине моста через реку, подумал: если мысленно продлить леску через всю Землю, где она выйдет. Оказалось, что леска выйдет в центре Шанхая. Так возник фильм «Да здравствуют антиподы!» — о людях, живущих друг у друга «над головой». Вертикальные оси проведены между Аргентиной и Китаем, Новой Зеландией и Испанией, Сибирью и Чили, Гавайями и Ботсваной.
Головокружительное кинопутешествие, медитативное и очень красивое видовое документальное кино, рассказывающее о разных уголках планеты, объединенных по формальному признаку.
В отдаленной аргентинской глубинке двое крестьян не торопясь налаживают понтонный мост на небольшой речке и принимаются ждать путников. От силы раз в день проедет здесь какой-нибудь старый рыдван, да и то в нем окажутся знакомые, которые пообещают заплатить на обратном пути и забудут об этом. Но и сами хозяева переправы уж не помнят, взяли они деньги или нет — ну и ладно. На прямо противоположном конце Земли, в Шанхае, живут антиподы аргентинцев. Они тоже строят мост — огромное многокилометровое многоэтажное сооружение, по которому одновременно в двух направлениях бегут тысячи автомобилей.
Затем камера режиссера-документалиста Виктора Косаковского находит на поверхности планеты еще несколько мест, расположенных на диаметрально противоположных концах и жители которых являются друг для друга антиподами — в Новой Зеландии и Испании, в Чили и Сибири, на Гавайях и в Ботсване. Режиссер пытается найти что-то общее между этими точками, ищет между ними кинематографическое созвучие. Где-то это удается сделать напрямую, как в случае с мостами и рыбой в Аргентине и Шанхае, где-то просто жизнь крестьян в дикой пустынной местности очень похожа — как в Чили и Сибири.
Видно, недаром у известной сибирской рок-групы «Чернозем» есть песня «Чили», в которой это сходство тоже явно прослеживается. Где-то это чисто визуальное решение, как подмеченное сходство между вулканической лавой на Гавайях и в Ботсване. А где-то и явная глубокомысленная натяжка, как бабочка, касающаяся воды в Испании и пытающийся из нее выпрыгнуть в Новой Зеландии кит. Хотя, конечно, первый кадр очень красив, а второй к тому же еще и уникален как документальное свидетельство разыгрывающейся в дикой природе драмы.
Виктору Косаковскому удалось придумать остроумную, но достаточно формальную идею, вокруг которой он строит свою ленту. Однако наполнить ее реальной драматургией удалось только местами, отрывочно. Цельной картины не складывается, но получилось очень красивое видовое кино, некоторые эпизоды которого буквально завораживают зрителя. Несмотря на очевидность и прямолинейность некоторых приемов — переворачивающаяся на 180 градусов камера или соединение двух кадров так, что разделяющая места съемки толща планеты схлопывается в одну тонкую линию, красота пейзажей неизменно приковывает внимание зрителя.