Дирижер

Дирижер (2012)

Рецензии
6
7.0129 оценок
IMDb6.5
20121 ч. 26 мин.драма

Сюжет фильма «Дирижер»

:

Дирижер (Владас Багдонас) отправляется со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Но гастроли оборачиваются трагедией. Черное солнце Иерусалима срывает с главного героя маску благополучного художника, заставляет увидеть себя в беспощадной наготе эгоизма и жестокости. Иногда за 3 дня человек может полностью переоценить и переосмыслить свою жизнь. Меняться никогда не поздно.

Подробнее
Кадр из Дирижер
Кадр из Дирижер
Кадр из Дирижер
Кадр из Дирижер
Кадр из Дирижер
10
фотографий
Читайте также

Рецензии и отзывы к фильму

6
Рецензия редакции
Станислав Орлов
21 марта 2012
Страсти Петровы

Камерная и чересчур личная музыкальная драма Павла Лунгина о нравственных проблемах взрослых людей на фоне иерусалимских пейзажей. Религиозный подтекст происходящих событий выражен ярко и выпукло.

Дирижер Вячеслав Петров — хмурый, жесткий и неразговорчивый мужчина, которого все боятся — накануне гастролей в Иерусалиме получает факс из Израиля с крайне печальной вестью: его единственный сын погиб. По приезду на Святую землю герой узнает подробности смерти своего ребенка и переживает духовный катарсис, вызванный чувством вины и непоправимости случившегося.

Сюжет фильма Павел Лунгин придумал под впечатлением грандиозной оратории «Страсти по Матвею», написанной митрополитом Иларионом (Алфеевым). В отличие от исторически недостоверного, противоречивого во всех смыслах, лубочного и претенциозного «Царя», «Дирижер» кажется лаконичным выдохом в вечность. Во многом благодаря великолепной игре исполнителя главной роли, литовского театрального актера Владаса Багдонаса, сумевшего передать характер своего героя одним только взглядом, жестом, скупой репликой. Проблема отцов и детей, которую каждый человек решает по-своему, приобретает здесь величие философской притчи и раздвигает рамки жанра, выводя его за пределы обычной бытовой драмы. Постоянно звучащая за кадром музыка митрополита Илариона придает этой по сути своей очень простой истории воистину библейский размах. Не меньшую роль в сюжете играет Иерусалим — город, где простое и вечное издавна идут рука об руку и создают неповторимый колорит времени, словно застывшего мушкой в янтаре. 

Невольно закрадывается и такая — парадоксальная, быть может — мысль: а ведь дирижер Петров и его трагедия в исполнении Багдонаса гораздо ближе к реальному образу Ивана «Грозного» Рюриковича, чем та злая клоунада, которую изобразил Мамонов. И ведь, кстати, настоящий Иван Грозный был композитором, писавшим религиозную музыку, что тоже роднит его с дирижером Петровым. Впрочем, вполне отождествлять этих героев, конечно, нельзя: Грозный был крайне религиозен, а Петров — атеист, который лишь со временем приходит к Богу.

Однако несмотря на мощный религиозный подтекст, «Дирижер» — своего рода разминка перед большим проектом «Пиковая дама», который Лунгин на днях запустил в производство. «Дирижера» даже было решено не представлять на международных кинофестивалях, с которыми еще с давних пор у режиссера все складывалось по меньшей мере неплохо. Прокат кинокартины также будет ограничен. Несмотря на то что формально к фильму нет никаких претензий, его целевая аудитория — отнюдь не рядовые посетители кинотеатров. Возможно, именно эта лента сможет наконец привлечь в кино взрослого думающего зрителя, задающегося проблемой выбора и ищущего в кинематографе не только сумасшедшие компьютерные аттракционы и пошлый комедийный накал.

Рецензии пользователей
Максим Булгаков
8 июня 2014
10
Максим Булгаков поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Дирижер»

Для меня все фильмы Лунгина, без исключения, шедевры. И объединяет их одно: «Каждому из нас, приходится принимать решения за которые придётся отвечать и путь к богу у каждого свой». А правдивы или лживы его фильмы я не берусь судить, поскольку каждый фильм, это его виденье, на ту или иную ситуацию, которое он пытается донести до зрителя. И самое главное правдив ли он перед собой. Но мне кажется, что человек который снимает такие фильмы, не может быть лжив к самому себе. С удовольствием буду ждать его следующих творений.

Понравилась рецензия?   +5+
михаил кац
4 мая 2014
михаил кац написал отзыв к фильму «Дирижер»

Это один из фильмов, который войдет в историю. Фильм о том, как человек относится к своей работе, к себе. Но так же он требует от всего мира того же, без компромиссов, без исключений, что бы не случилось. Стремление к совершенству в своем деле. безжалостное отношение к себе и другим, и это привело к трагедии. Этот фильм, о том, что бы мы ценили этот мир, людей которые рядом с нами, потому что все может кончиться в любое мгновение, и мы поймем, что на самом деле мы любили, что все суета, только любовь близких людей имеет смысл. Они могут уйти, и никто, ничего не сможет сделать. Никогда мы не сможем сказать им, то что пронесли через всю жизнь. Любите сейчас, и цените, то что у вас есть. Все остальное суета.

Понравилась рецензия?   +5+
Никита Шершаков
4 марта 2013
8
Никита Шершаков поставил оценку 8 и написал отзыв к фильму «Дирижер»

Вчера посмотрел этот фильм. Фильм скажем так на четверочку. В одной рецензии я прочитал, что режиссер не стал отправлять свой фильм на кинофестиваль, из-а того, что он исключительно для российской аудитории. Это точно. Фильм исключительно для российского зрителя, со свойственной ему дипрессивностью. Но следует отметить, что главный герой отыграл на отлично. Он исключительно хорошо отыграл роль старого козла, который из — за своей принципиальности не хочет помогать своему сыну деньгами. Ну, если по фильму. Его нельзя назвать плохим или так себе. Он на любителя. Если вам понравился фильм «Остров». То вам он скучным не покажется. Даже мне не особому любитель фильмов Павла Лунгина он показался достаточно интересным.

Понравилась рецензия?   -4+
Евгений Доманский
21 мая 2012
Евгений Доманский написал отзыв к фильму «Дирижер»

Встреча с мёртвыми по П. Лунгину

Странно поражает нас,
что из всех обитателей земли
человек далее всего от достижения
цели своего предназначения
И.Г. Гердер

Первый порыв был «закавычить» слово мёртвыми, но потом всё же не решился искажать авторскую линию П. Лунгина. Фильм «Дирижёр» о мёртвых кукольных формах жизни, которые решили поиграть в настоящую жизнь. Вот лежит она большая и неживая кукла, раздаётся скрипучий поворот ключа-факса и кукла подала первые признаки, нет, не жизни, а движения, открыла глаз, немигающе и беспристрастно посмотрела на мир. Встала, прочитала текст факса. Какая то некукольная проблема однако, надо срочно залить водой, коньяком… Нет это всё не для нас кукол, мы куклы выше этого…

Ну не получилось у создателей кукол вложить в них сердце, а механические программы у всех разные. И говорят они на разных языках, может об одном и том же, но как через стекло. Механический интеллект застеклярия тужится в бесплодных попытках понимания себя, близких и мира. Нет у них ответа! И от этого бессилия решить свои проблемы через понимание, ими овладевает страх. Программы кукольного мира и кукольной жизни начинают ломаться, или их начинают ломать. Им хочется удовольствия от жизни, а вместо этого получают насилие, разрушение и смерть. А смерти они очень бояться.

На сцене играют и поют куклы, очень похожие на людей, но всё же куклы. Поэтому «Я тебя не люблю» или «Я вас полюбил…» звучит по кукольному механистически. В первом случае, так как будто он знал, что такое любовь, а во втором — так как будто узнал, что такое любовь. Программой это не предусмотрено и хотя куклы очень стараются подражать людям, но получается только внешняя имитация любви. Сева, Сеня… Сева, Сеня… Это даже не иллюзии причастности к духовному смыслу и содержанию оратории, это просто механическое воспроизведение программы или установки кукловода-манипулятора. Петь так, а не то отключу.

Рефреном предлагаются ключи к живому источнику, тому, который может действительно превратить кукол в людей. Мощные звуки оратории пытаются достучаться до их сердец. Но тщетно! И всё это интеллектуальная элита, фамилии которой, олицетворяют великие духовные творения, но, увы, не тождественны их содержанию. Ведь главное в жизни кукол, не «быть», а «казаться». Казаться человеком, христианином, мужем, женой, любящим и т.д. и т.п. На этом кажущимся живым, но засушливом поле иногда появляются живые ростки, ещё способные спросить о «хлебе насущном…», но подчиняясь законам небытия, берут вместо хлеба — жвачку.

Сева, Сеня — молодые механизмы новой генерации, хлеб уже не спрашивают, а выбирают для себя главное — жвачку. Небытие становится основной и единственной формой существования человека, когда можно казаться кем угодно, но никогда не быть и не стремиться быть. Обладая высоким творческим потенциалом, они не осознают существенное, даже если бы пели или дирижировали ораторией тысячу раз. Несущественность бытия, несмотря на звёздность и славу делают их жизнь никчёмной. По сути, они не нужны даже сами себе. Картина олицетворяющая дирижёра, летит с моста. Чем не символический жест.

Что такое небытие, что за способ существования человека? Ответ неизвестен, так как человек внутри этого процесса. Он его суть и содержание. Для того, чтобы увидеть себя в нём, недостаточно просто поставить перед собой зеркало в которое и смотрит зритель. Небольшая дискуссия показала, что фильм многих раздражает. Радуют, например, картинки святой земли, где некоторым пришлось побывать, тема оратории и т.д. И эта реакция раздражения говорит, пусть о неосознанном, но узнавании, в этих отпадших, искажённых образах, себя. Каждая из этих тем в отдельности (оратории и небытия) вполне респектабельна и может служить безотносительным для себя поводом поговорить: — оратория приятным фоном для жизни, звучащим в машине. Но соединение этих тем вместе, это бомба смертника под небытие.

Парадоксально, но палестинцы, отец и сын — смертник, в этом фильме выглядят действительно живыми людьми. И этот, полный страдания глаз, смотрящий на мир и на нас, и слышащий мир, но как наваждение стряхивающий его. Нет ненависти к миру, нет фанатизма и ненависти к людям, как это часто нам пытаются представить, но есть родительское благословение на жертвенность, на смерть себя и других. Мысли кощунственные, но от них невозможно так просто отделаться. Потому что от взрыва погибают не люди, а куклы, механизмы или люди, которые кажутся только людьми. И остановка сердца выглядит так, как будто выключили питание. Безучастные механизмы вяло отреагировали на это выключение, что-то человеческое пыталось войти в их сердце, но там и потерялось.

И всё же одно чудесное оживление, как надежда, произошло. Ожил сам дирижёр. Тот, кто был самый упорствующий в своём состоянии. Тот, кто имел свою аргументированную философию и мотив на право быть таким. Это очевидный факт, который не нуждается в описании происшедшего. Но он явлен и говорит о том, что не всё так однозначно в мире небытия. И что оценочная позиция по отношению к ним, возможно, не самая справедливая.

Увы, это не тот путь, по которому могут пройти тысячи и миллионы. Цена прозрения тех, кто смотрит на экран, и кто на нас смотрит с экрана, в общем-то, тривиальна: кровь и смерть. Перед нами показалось зеркало, однако немногим удалось рассмотреть в нём истинную проблему. Не проблему понимания, а проблему любви, вернее факт её отсутствия, порождающие механистические формы небытия человека.

Понравилась рецензия?   +4+
Евгений Рошаль
28 апреля 2012
10
Евгений Рошаль поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Дирижер»

…«Вся безумная больница у экрана собралась» — это вполне о том, как страждущая новой духовности Россия все постперестроечные годы тянулась к исцеляющему творчеству Павла Лунгина. На знаковых его фильмах все мы учились разгульно справлять свадьбы, вглядываться в монастырскую жизнь, попутно восхищаясь суровой северной природой, любить хороших олигархов и ненавидеть плохих царей. Хотелось бы пожелать Павлу Семеновичу и далее оставаться в теме актуальных, и тем более болевых, точек России.

…К сожалению, выход нового фильма «Дирижер» резко поменял до сих пор неизменную траекторию творческого поиска. Спору нет — новый фильм блестящ при том, что вербальные и интеллектуальные включения в сюжетный контекст вполне обозначают принадлежность создателя фильма к зрелому европейскому просвещенчеству. Но есть одно «но» — тематикой и местом действия (Иерусалим) картина далековата от чаяний нашего массового зрителя. В общем, впору говорить чуть ли не на иврите (что само по себе, конечно же, замечательно) — но настоящему дирижеру, если уж на то пошло и из уважения к Феллини (см. «Репетицию оркестра»), сподручней бы все-таки немецкий. Есть, короче, опасения, что вращения Павла Семеновича в сопредельных ноосферах неоправданно затянутся, и Россия, как результат, недополучит весомые плоды крупного самобытного таланта. Соответственно, для нас актуальна задача возвращения создателя «Острова» и «Царя», что называется, на круги своя, и мы готовы предложить для этого пару-тройку сценических идей.

…Так, один из вариантов (проходит под условным названием «Архипелаг») углубляет и одновременно масштабирует мировоззренческий посыл фильма «Остров» — с переносом действия в болота Сибири и солончаки Средней Азии. Другой проект проходит под условным названием «Отэц»; эта картина призвана стать реинкарнацией фильма «Царь» с переводом действия на первую половину ХХ века и предпочтительно с Геннадием Хазановым в главной роли. Наконец, третий проект с условным названием «Светлый путь» — картина о том, как молодой тракторист Прохор самоотверженным трудом поднимает из руин сперва родной колхоз, затем район и в конечном счете область; в вознаграждение проявленной трудовой доблести к концу фильма Прохор, оставаясь все таким же молодым и статным, производится в герои соцтруда и председатели Верховного Совета.

…Скромно надеемся, что Павел Лунгин воспримет хотя бы одну из предложенных инициатив и уже в обозримом будущем порадует всех нас очередным высококлассным фильмом.

Понравилась рецензия?   -4+
Новые трейлеры