Если на стенке есть ружье - оно выстрелит. Если есть бомбардировщики – то они полетят. А уж без ученого-нациста ни один конец света не обойдется…
В 60-е годы прошлого столетия в мире было много хиппи и надежд на светлое будущее. Казалось, что если переубедить миллионы обычных людей жить как бы сейчас сказали «по совести», то всё немедленно изменится к лучшему, часть злодеев раскается, а самые закостенелые останутся в одиночестве пить успокоительное… Будущий культовый режиссер Стэнли Кубрик решил снять антимилитаристскую сатиру, для чего изрядно потрудился над первоисточником - романом Питера Джорджа «Красная угроза», превратив драму в комедию.
Итак, мир на грани войны - командующий американской военно-воздушной базы генерал Джек Д. Риппер (Стерлинг Хэйден), свихнувшись на почве всеобщего коммунистического заговора, отдает приказ начать ядерную атаку на СССР. Самолеты с бомбами взлетают, код их отзыва известен только безумцу… В Пентагоне спорят, что делать: действительно, не начать ли войну с СССР, воспользовавшись удобным случаем? Голоса делятся примерно пополам, американский президент Меркин Маффли (Питер Селлерс) вызывает советского посла, с которым еще один из генералов немедленно затевает драку. Полюбовавшись на этом безобразие, глава Америки звонит председателю Совета Министров СССР и рассказывает о том, что, мол, случилась такая неприятность, к вам летят самолеты с ядерным оружием, но мы-то не при чем, это всего лишь акция одного психа-военного. Наш вождь ведет себя не лучше – на предложение американского коллеги сбить летучую смерть, премьер Советского Союза предлагает американцу перезвонить в Омск командующему ракетными войсками (через местную справочную) и все утрясти с ним.
Название фильму дано в честь одного из ключевых персонажей, - доктора Стрейнджлава, которого также сыграл Питер Селлерс. Этот прикованный к инвалидному креслу ученый-нацист, теперь работает на американское правительство в качестве эксперта, периодически именуя президента «мой фюрер». По мнению Стрейнджлава, если человечеству грозит неминуемая гибель, то должны выжить лучшие – причем в пропорции «десять женщин на одного мужчину».